Закят с заложенного золота или серебра

Вопрос: 
Обязан ли человек выплатить закят с заложенного золота или серебра?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Человек обязан выплатить закят с заложенного золота или серебра при следующих условиях:

- если количество заложенного золота или серебра достигает нисаба (минимальный размер, который облагается закятом);
- если количество золота или серебра не достигает нисаба, но при этом у залогодателя, помимо заложенного золота или серебра, есть еще золото или серебро, и в сумме они достигают нисаба;
- если прошел год с момента достижения нисаба.

Тот факт, что золото или серебро находятся в залоге, не снимает обязанность выплаты с них закята.
 
Если человек заложил, например, золото и он не имеет другого золота, кроме заложенного, то, по более достоверному мнению, он обязан выплатить закят непосредственно с заложенного золота.
Залогодержатель в этом случае не имеет права препятствовать выплате с него закята.

Если же у него есть золото, помимо заложенного, то он обязан выплатить закят заложенного золота, с того золота, которое у него есть (помимо заложенного).

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة روضة الطالبين: أما إذا رهن قبل تمام الحول فتم، ...ثم إن لم يملك الراهن مالا آخر أخذت الزكاة من عين المرهون على الأصح، ولا تؤخذ منه على الثاني...أما إذا ملك مالا آخر، فالمذهب والذي قطع به الجمهور أن الزكاة تؤخذ من سائر أمواله، ولا تؤخذ من عين المرهون...[¹]

عبارة أسنى المطالب: (فرع) لو (رهنه) أي مال الزكاة قبل تمام الحول (ثم حال الحول وله مال) آخر (أخذت زكاة المرهون منه) أي من ماله الآخر ولا تؤخذ من المرهون لأنها مؤنة المال فأشبهت النفقة (وإلا) أي وإن لم يكن له مال آخر (أخذت) زكاته (من الرهن) أي المرهون فإن كان الواجب من غير الجنس بيع جزء من المال فيها (ولا يلزمه إبداله) يعني بدل ما أخذ من المرهون (إن أيسر) ليكون رهنا لتعلقه بعين المال بغير اختيار قال البغوي ولا خيار للمرتهن لأن استحقاق الزكاة طرأ على الرهن فصار كتلفه بعد القبض.[²]
____
[¹] См.: Равдат ат-талибин, т. 2, с. 230.
[²] См.: Асна аль-матадиб, т. 1, с. 367.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .