Возмещение умышленно пропущенных намазов

Вопрос: 
Обязан ли человек возместить умышленно пропущенные молитвы, и если да, то чем это мнение аргументировано? Передается ли от кого-либо мнение о необязательности возмещения преднамеренно пропущенных молитв, и как оно рассматривается богословами?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Мусульманин обязан возместить преднамеренно пропущенные молитвы, согласно четырем правовым школам (мазхабам), и в отношении этого мнения среди ученых установилось единогласие (иджма'). Что касается мнения, которое передается от некоторых богословов, согласно которому возмещать умышленно пропущенные намазы необязательно, то оно считается отклоненным в исламском праве из-за его противоречия (иджма') .

Следовательно, нельзя ссылаться на это мнение ни в фетве, ни в личной практике.

Обязательность возмещения умышленно пропущенных намазов подтверждается доводами из Корана, сунны, единогласием ученых и киясом (суждением по аналогии), то есть обязательность возмещения умышленно пропущенных намазов выводится из обязательности возмещать умышленно пропущенные посты.

Доказательства из Корана:

Всевышний в суре «Аль-Бакара» говорит: أقيموا الصلاة (смысл): «…и совершайте молитву...» (аят 44).

Имам аль-Куртуби пишет: «Доводом большинства ученых в пользу обязательности возмещать пропущенные намазы служат слова Всевышнего «…и совершайте молитву...». В данном аяте не делается различия между совершением намаза своевременно или вне ее времени, а повелительное наклонение указывает на обязательность.

Доказательства из хадисов:

Имам Бухари приводит хадис от сподвижника Анаса ибн Малика, что Пророк ﷺ сказал: «Кто забыл совершить намаз, пусть совершит его когда вспомнит об этом, и нет восполнения для намаза кроме этого». То есть даже если человек забыл или проспал молитву, он обязан возместить ее, и только возмещение восполняет пропущенную молитву, несмотря на то, что за это ему нет греха. А оставивший молитву преднамеренно тем более должен возместить ее, так как он еще и впал в грех оставления молитвы, и только ее возмещение служит покаянием.

Консенсус (иджма') ученых:

Единогласие ученых в этом вопросе выразили такие видные богословы, как Мухаммад ибн Наср аль-Марвази в книге «Та'азыму кадри ссолят», Ибн Абдуль-Барр в «Аль-Истизкар», Ибн Куддама аль-Макдиси в «Аль-Мугни», имам ан-Навави в «Шарх аль-Мухаззаб», Бадруддин аль-Айни в «Аль-Биная» и др.

Аналогия (кияс).

Ученые провели аналогию намаза с двумя другими вопросами – с постом и долгом.

Человек, нарушивший пост намеренно, обязан его возместить, как это передано в многочисленных хадисах, и в этом умма единогласна. То же самое касается и пропустившего молитву.

Также богословы сравнили пост с долгом. Если человек не выплатит долг своевременно, он с человека не снимается. То же самое и намаз – ведь это долг человека перед Всевышним. В хадисе, переданном Бухари и Муслимом от Ибн Аббаса, говорится, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Долг перед Всевышним больше заслуживает исполнения (чем долг перед человеком)».

Мнение о том, что преднамеренно пропустивший молитву не обязан ее возмещать, передается от  ученых раннего периода: Хасана аль-Басри, Абу Бакра аль-Хумайди и Дауда ибн Али аз-Захири, а также  учеными позднего времени: Ибн Хазмом, Ибн Таймийей, его учеником Ибн Каййимом и Ибн Раджабом аль-Ханбали. Однако это мнение идет вразрез с единогласием ученых, как об этом сказали Ибн Абдуль-Барр, аль-Мазири, Кади Ияд аль-Малики, Абуль Аббас аль-Куртуби.

Следование подобным мнениям в выдаче фетв или в личной практике непозволительно.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تفسير القرطبي: ولم يفرق بين أن يكون في وقتها أو بعدها. هو أمر يقتضي الوجوب… وأيضا فقد اتفقنا أنه لو ترك يوما من رمضان متعمدا بغير عذر لوجب قضاؤه فكذلك الصلاة. …وأيضا فإن الديون التي للآدمين إذا كانت متعلقة بوقت، ثم جاء الوقت لم يسقط قضاؤها بعد وجوبها، وهي مما يسقطها الإبراء كان في ديون الله تعالى ألا يصح فيها الإبراء أولى ألا يسقط قضاؤها إلا بإذن منه.[¹]
عبارة الاستذكار: وإذا كان النائم والناسي للصلاة - وهما معذوران - يقضيانها بعد خروج وقتها كان المتعمد لتركها المأثوم في فعله ذلك أولى بألا يسقط عنه فرض الصلاة…[²]
عبارة فتح الباري: من قال يقضي العامد بأن ذلك مستفاد من مفهوم الخطاب فيكون من باب التنبيه بالأدنى على الأعلى لأنه إذا وجب القضاء على الناسي مع سقوط الإثم ورفع الحرج عنه فالعامد أولى.[³]
عبارة الإعلام بفوائد عمدة الأحكام: ثالثها: التمسك [بعموم] قوله: "من نسي صلاة، أي من حصل منه نسيان، والنسيان: هو الترك، سواء كان مع ذهول أو لم يكن، وقد دل على هذا قوله تعالى: {نسوا الله فنسيهم} أي تركوا معرفة الله وأمره فتركهم في العذاب. رابعها: التمسك بقوله: "من نسي صلاة فكفارتها أن يصليها إذا ذكرها" والكفارة إنما تكون عن الذنب غالبا، والناسي بمعنى الذاهل ليس بآثم، فتعين أن يكون العامد هو المراد بلفظ الناسي.[⁴]
عبارة تعظيم قدر الصلاة للمروزي: وهذا القول (أي قول الحسن البصري بعدم وجوب القضاء) غير مستنكر في النظر لولا أن العلماء قد أجمعت على خلافه.[⁵]
عبارة المجموع شرح المهذب: أجمَع العلماءُ الذين يُعتدُّ بهم على أنَّ من ترك الصلاة عمدًا لزمه قضاؤها، وخالفهم أبو محمَّد عليُّ ابن حزم، فقال: لا يَقْدِرُ على قضائها أبدًا، ولا يصِحُّ فِعْلُها أبدًا؛ قال: بل يُكثِر من فِعلِ الخير وصلاة التطوُّع؛ ليَثْقُلَ ميزانُه يوم القيامة، ويستغْفِر الله تعالى ويتوب، وهذا الذى قاله - مع أنه مخالفٌ للإجماع - باطلٌ من جهة الدَّليل… ومما يدل على وجوب القضاء حديث أبي هريرة رضي الله عنه أن النبي  (أمر المجامع في نهار رمضان أن يصوم يوما مع الكفارة أي بدل اليوم الذي أفسده بالجماع عمدا) رواه البيهقي بإسناد جيد وروى أبو داود نحوه.[⁶]
عبارة المغني لابن قدامة: لا نعلم بين المسلمين خلافًا في أنَّ تارك الصلاة يجب عليه قضاؤُها.[⁷]
عبارة البناية للعيني: لذلك في قوله عليه السَّلامُ: "مَن نام عن صلاةٍ أو نَسِيَها" فإنَّ الحكم غيرُ مقتصِرٍ على النوم والنسيانِ؛ لأنَّه إذا تَرَكَ فسقًا أو مجانةً يجب القضاءُ أيضًا بالإجماع، لكن أخرجه صاحبُ الشَّرْع مخرجَ العبارةِ والظنِّ بالخير.[⁸]
عبارة التوضيح لشرح الجامع الصحيح: وخروج وقت العبادة لا يسقط وجوبها؛ لأنها لازمة في الذمة كالدين.[⁹]
_____
[¹] См.: Тафсир Аль-Куртуби, т.  11, с. 178.
[²] См.: Аль-истизкар, т.  11, с. 77.
[³] См.: Фатх аль-Бари, т.  2, с. 71.
[⁴] См.: Аль-и’лям бифаваид Умдат аль-ихкам, т.  3, с. 367.
[⁵] См.: Та’зим кадр ас-салят, т.  2, с. 1000.
[⁶] См.: Аль-маджму’ шарх аль-мухаззаб, т.  3, с. 71.
[⁷] См.: Аль-мугни ли Ибн аль-Кудама, т.  2, с. 332.
[⁸] См.: Аль-биная лиль ‘Айни, т.  2, с. 332.
[⁹] См.: Ат-тавзих шарх Джами’ ас-Сахих, т.  6, с. 288.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .