Видение Аллаха во сне

Вопрос: 
Можно ли увидеть Аллаhа во сне?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Согласно мазхабу Ахлу с-Сунна ва ль-Джамаа, видение Аллаhа с точки зрения разума относится к категории допустимого и утверждается кораническими аятами и достоверными хадисами. Относительно видения Аллаhа верующими в ахирате есть единогласие среди ученых Ахлу с-Сунна.

В Судный день в Раю все мусульмане увидят Всевышнего без определенного образа, подобия и направления. Ученые Ахлу с-Сунна не допускают видения Аллаhа на этом свете наяву, воочию, кроме как для нашего Пророка, мир ему и благословение. Тот же, кто утверждает, что увидел Аллаhа на этом свете воочию, согласно более достоверному мнению, является заблудшим.

Относительно того как пророк созерцал Аллаhа в ночь вознесения: глазами или сердцем, среди ученых есть разногласие. По более достоверному мнению в эту ночь Пророк, мир ему и благословение, созерцал Всевышнего глазами.

Что касается созерцания Аллаhа во сне, то богословы сошлись на том, что это допустимо и особенно для праведников и ученых.

В различных источниках от разных ученых передается, что они видели Всевышнего во сне без определенного образа, без формы и телесности, направления и подобия.
Если кто-то увидит Аллаhа во сне в свойственном Ему величии, то такой сон считается праведным, а некоторые ученые сказали, что такой сон указывает на совершенство его веры. Если увиденное во сне не имеет материальной формы, не является физическим объектом, занимающим пространство, и будет сопровождаться соответствующими Всевышнему эпитетами, то увиденное во сне это Аллаh.

Также они пояснили, что даже если кто-то увидит Всевышнего во сне в каком-то облике или в облике человека, или услышит голос Всевышнего, или человек увидит во сне, как он беседует со Всевышним, то это не противоречит правдивости сна. Однако увиденное во сне не является Аллаhом или его голосом в действительности, ибо Он бесподобен, и ему не подобно ничто, и подобное сновидение имеет допустимое толкование относительно Всевышнего Аллаhа.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة المنهاج شرح صحيح مسلم: اعلم أنّ مذهب أهل السنّة بأجمعهم أنّ رؤية الله تعالى ممكنة غير مستحيلة عقلا وأجمعوا أيضا على وقوعها في الآخرة وأنّ المؤمنين يرون الله تعالى دون الكافرين وزعمت طائفة من أهل البدع المعتزلة والخوارج وبعض المرجئة أنّ الله تعالى لا يراه أحد من خلقه وأن رؤيته مستحيلة عقلاً وهذا الذي قالوه خطأ صريح وجهل قبيح. ...واتفق العلماء على جواز رؤية الله تعالى في المنام وصحتها وإن رآه الانسان على صفة لا تليق بحاله من صفات الأجسام؛ لأن ذلك المرئي غير ذات الله تعالى إذ لا يجوز عليه سبحانه وتعالى التجسم ولا اختلاف الأحوال.[¹]
عبارة فتح الباري: إنّ رؤياه على غير صفته لا تستلزم إلا أن يكون هو، فإنّه لو رأى الله على وصف يتعالى عنه وهو يعتقد أنّه منزه عن ذلك لا يقدح في رؤيته بل يكون لتلك الرؤيا ضرب من التأويل.[²]
عبارة تحفة المريد على جوهرة التوحيد: واختلف في وقوعها للأولياء على قولين للأشعري أرجحهما المنع، فالحق أنها لم تثبت في الدنيا إلا له صلى الله عليه وسلم ومن ادعاها غيره في الدنيا يقظة فهو ضال بإطباق المشايخ، حتى ذهب بعضهم إلى تكفيره…وأما رؤيته تعالى مناما فنقل عن القاضي عياض أنه لا نزاع في وقوعها وصحتها، فإن الشيطان لا يتمثل به تعالى كالأنبياء عليهم الصلاة والسلام، وذكر غيره الخلاف…والمرئي إن كان بوجه لا يستحيل عليه تعالى فهو هو تعالى، وإلا بأن كان بصورة رجل مثلا فليس هو هو تعالى بل خلق من خلقه تعالى، ويقال حينئذ إنه رأى ربه في الجملة لحكمة تظهر عند المعبرين بأن يقولوا تدل على كذا وكذا، وقيل هو أيضا وكونه بهذا الوجه إنما هو باعتبار ذهن الرائي، وأما في الحقيقة فليس تعالى كذلك.[³]
____________
[¹] См.: Аль-минхадж шарх Сахиху Муслим, т. 15, с. 4-25.
[²] См.: Фатх аль-Бари, т. 12, с. 342.
[³] См.: Тухфат аль-мурид шарх Джавхара ат-тавхид, с. 275-276.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .