ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!
Если человек отдал или завещал что-либо из своего имущества, например Коран или религиозные книги, в качестве вакфа для мечети или для получения знаний, то следует это имущество использовать только по указанному назначению. Потому что условие вакифа (того, кто делает вакф) подобно узакониванию Всевышним каких-либо юридических условий.
Следовательно, если человек оставил имущество в качестве вакфа с целью, чтобы его сыновья (которые на данный момент существуют) или же их сыновья, затем жители этой местности и т. д. пользовались им, то такой вакф считается действительным. Но пользоваться этим имуществом могут только его сыновья, пока они живы, но не другие люди.
Если эти сыновья умрут, то это имущество распределяется между их сыновьями (то есть племянниками (внуками) того, кто создал вакф). А после их смерти распределяют между жителями данной местности.
В том случае, когда имя одного из определенных лиц, кому было сделано вакф, неизвестно, но факт его смерти установлен, то его часть распределяют между остальными. А если есть вероятность, что он жив, но вестей о нем нет, то эту часть дают самому близкому родственнику того, кто это имущество сделал вакфом.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة منهاج الطالبين: ولو وقف على شخصين ثم الفقراء، فمات أحدهما؛ فالأصح المنصوص أن نصيبه يصرف إلى الآخر.[¹]
عبارة مغني المحتاج: ولو قال وقفت على أولادي فانقرض المذكور؛ فالأظهر أنه يبقى وقفا؛ لأن وضع الوقف على الدوام كالعتق... والأظهر أن مصرفه عند انقراض من ذكر أقرب الناس إلى الواقف يوم انقراض المذكور؛ لأن الصدقة على الأقارب من أفضل القربات، وفي الحديث (صدقتك على غير رحمك صدقة، وعلى رحمك صدقة وصلة)، ويختص المصرف وجوباً كما صرح به الخوارزمي وغيره بفقراء قرابة الرحم لا الإرث في الأصح؛ فيقدم ابن بنت على ابن عم". بتصرف.[²]
عبارة تحفة المحتاج فروع: جهلت مقادير معاليم وظائفه أو مستحقيه اتبع ناظره عادة من تقدمه وإن لم يعرف لهم عادة سوى بينهم إلا أن تطرد العادة الغالبة بتفاوت بينهم فيجتهد في التفاوت بينهم بالنسبة إليها ولا يقدم أرباب الشعائر منهم على غيرهم هذا إن لم يكن الموقوف في يد غير الناظر وإلا صدق ذو اليد بيمينه في قدر حصة غيره كما يصرح به قولهم لو تنازعوا في شرطه ولأحدهم يد صدق بيمينه فإن لم يعرف مصرفه صرف لأقرباء الواقف.[³]
______________
[¹] См.: Минхадж ат-талибин, с. 321.
[²] См.: Мугни аль-мухтадж, т. 3, с. 536.
[³] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 6, с. 259.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Вк: https://vk.com/public173383186
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527