ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Пренебрежение человеком обеспечением тех, кого он обязан обеспечивать, имея на это возможность, является большим грехом. Совершивший подобный грех даже один раз становится нечестивцем. В хадисе, переданном Абу Давудом и ан-Насаи передается, что Пророк, мир ему, сказал: «Достаточно будет греха человеку, если погубит он тех, кого должен кормить».
Содержание нуждающихся детей является обязанностью отца в первую очередь, и, как было упомянуто, отец, не обеспечивающий детей, имея на это возможность, становится нечестивцем, следовательно, лишается права опекунства и права выдавать свою дочь замуж, которое переходит к другому лицу по установленному шариатом порядку.
Однако если он искренне покается, его опекунство, утраченное из-за этого греха, восстанавливается, и он имеет право выдать свою дочь замуж.
Примечание:
Чтобы лишить отца прав опекунства, нужно учесть много нюансов. Например, может быть так, что содержание детей взял на себя благотворитель, и отец, зная, что дети живут в достатке, не обеспечивает их. Но если бы не благотворитель, отец бы их обеспечил. Или, например, он не обеспечивал детей, потому что у них у самих была возможность на дозволенный заработок, или у него не было средств на обеспечивание. Поэтому каждый случай требует отдельного разбирательства компетентными лицами.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة الزواجر عن اقتراف الكبائر: الكبيرة الحادية بعد الثلاثمائة: إضاعة عياله كأولاده الصغار) أخرج أبو داود والنسائي عن عبد الله بن عمر - رضي الله عنهما - قال: قال رسول الله - صلى الله عليه وسلم -: «كفى بالمرء إثما أن يضيع من يقوت» . رواه الحاكم وصححه. إلا أنه قال: «من يعول»... ذكر هذا ظاهر كالذي قبله؛ لأنه أيضا من أقبح الظلم وأفحشه..[¹]
عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: (ولا حضانة) على حر.. (لرقيق).. (وفاسق)؛ لأنها ولاية نعم يكفي مستور العدالة كما قاله جمع لكن يخالفه ما أفتى به المصنف في مطلقة ادعت أهلية الحضانة، وأنكر المطلق أنها لا تقبل إلا ببينة ولا تسمع بينة بعدم الأهلية إلا مع بيان السبب كالجرح وجمع في التوشيح وارتضاه الأذرعي وغيره بحمل الأول على ما بعد تسليم الولد لها فتصدق بيمينها، والثاني على ما قبل تسليمه وهذا معنى قول غيره من أراد إثباتها بالحاكم احتاج لبينة بالعدالة..(قوله: وجمع في التوشيح إلخ) اعتمده النهاية، والمغني... (قول المتن وفاسق) ولو تاب الفاسق اتجه ثبوت حقه في الحال من غير احتياج إلى استبراء م ر ..[²]
___
[¹] См.: Аз-заваджир, т. 2, с. 102.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-ширвани), т. 8 с. 357.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527