ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Мудараба — это договор партнерства, направленный на получение прибыли на основе предоставления капитала, выраженного в деньгах с одной стороны и торговой деятельности – с другой стороны.
В обязанности инвестора входит предоставление капитала, а в обязанности управляющего - ведение торговой деятельности. При этом за счет капитала мудараба не покрываются личные расходы управляющего, возникающие в период его партнерства с инвестором независимо от того, где проходит деятельность управляющего: в том населенном пункте, где он сам проживает, или ему приходится для этого выезжать за пределы своего населенного пункта.
Под личными расходами подразумеваются все его расходы, не связанные с торговой деятельностью. Из капитала мудараба оплачиваются только те расходы, которые непосредственно связаны с торговлей. Объясняется такое решение тем, что управляющему назначен процент прибыли от торговли, и что-то сверх этого ему не полагается, так как его личные расходы в некоторых случаях могут быть равны прибыли, и тогда получится так, что он забрал себе всю прибыль. Или его расходы могут превысить прибыль, и тогда получится, что управляющий заберет себе часть капитала.
Если стороны сделки условятся, что личные расходы управляющего, которые возникнут в период его работы, будут покрываться за счет капитала мудараба, то такая сделка, по шафиитскому мазхабу, считается недействительной.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج: (ولا ينفق) العامل وأراد بالنفقة ما يعم سائر المؤن (منه) أي من مال القراض (على نفسه حضرا) عملا بالعرف فإن شرط ذلك في العقد فسد (، وكذا سفرا) في الأظهر؛ لأن النفقة قد تستغرق الربح وزيادة (وعليه فعل ما يعتاد) عند التجار فعل التاجر له بنفسه (كطي الثوب ووزن الخفيف) ، وإن لم يعتد فرفعه متعين (كذهب ومسك) لقضاء العرف به (لا الأمتعة الثقيلة) فليس عليه وزنها (ونحوه) بالرفع بضبطه أي نحو وزنها كنقلها من الخان إلى الدكان لتعارف الاستئجار لذلك ويصح جر ما بعد " لا " عطفا على الخفيف وعلى هذا رفع نحوه أولى أيضا، وإلا أوهم عطفه على الأمتعة الثقيلة وهو فاسد إذ لا نحو لها.
_________
См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 6, с. 97.
•————•✿❁✿•————•
© Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527