Продажа имущества усопшего при наличии долговых обязательств

Вопрос: 
Если у покойного оставался долг размером в 300 тыс. р., и он после себя оставил имущество, которое оценивается в 5 миллионов — машину и дом, но наследники продали машину, не рассчитавшись с долгом, имеет ли право кредитор забрать машину у покупателя, на основании того, что после смерти человека его имущество получает статус залога за финансовые обязательства покойного?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

После того как умирает человек, который имел незакрытые долги, то все имущество, которое он оставляет после себя, за исключением обязательных похоронных расходов, а также заложенного при жизни имущества, приобретает статус залога в пользу остальных долгов покойного. С этим имуществом нельзя проводить никакие операции, выводящие его из собственности, например, продавать, дарить и т. д. Любая сделка, заключенная с таким имуществом после установления наличия долга, будет запретной и недействительной.

Это решение актуально, независимо от размера долга, превышает он наследство, меньше него или равен ему. Также это решение действительно, несмотря на то, знали наследники до продажи предмета из наследственного имущества о наличии долга за покойным или нет — в любом случае будет действовать запрет на проведение операции с этим имуществом, и заключенная сделка будет недействительной.

Из этого следует, что сделка по продаже машины в данном случае недействительна. Но это не означает, что хозяину долга можно забирать машину у того, кто приобрел ее по недействительной сделке. Он имеет право только потребовать от наследников закрыть долг, и они могут любым удобным для них способом, на свои средства или посредством продажи другого предмета из имущества покойного закрыть его, оставив машину себе.

Если наследники отказываются закрывать долг, то хозяин долга должен обратиться к имаму (судье), и тот продаст что-нибудь из имущества покойного и из вырученных средств закроют долг.

Если некоторые из наследников согласны закрыть долг, а другие нет, то тот, кто отдаст сумму, эквивалентную своей доле в наследстве, то его доля из наследства освобождается от статуса залога.

Например, если у покойного наследство получает пять сыновей и каждому из них положено по 20%, то есть по миллиону. Если один сын отдаст 20% от суммы долга (в нашем вопросе это равно 60 тыс. р. (от 300 тысяч 20% составляет 60 тысяч), то тот процент, который полагается ему из наследства, освобождается от статуса залога. То есть если все же ту машину продадут или продадут другое наследное имущество, то 20% из этого предмета уже является имуществом сына, который отдал 60 тыс. , и эту его часть продать с целью погасить долг нельзя, так как имущество без его разрешения продавать нельзя. То есть статус залога будет иметь 80% от машины и остального имущества.

Данное решение, как было упомянуто в начале, касается имущества, которое покойный при жизни не заложил, или имущества, которое имеет такой же статус, как и заложенное имущество, как например, если покойный давал деньги по сделке мудараба, так как эти деньги после смерти хозяина остаются в качестве залога за положенный процент из прибыли партнера. 

Дополнительно о долге покойного и залоге также можно почитать в фетве №789 и №821.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة مغني المحتاج: ...(من مات وعليه دين تعلق بتركته) المتنقلة إلى الوارث مع وجود الدين كما سيأتي (تعلقه بالمرهون)؛ لأنه أحوط للميت، إذ يمتنع على هذا تصرف الوارث فيه جزما... تنبيه: قضية كلامه أن الدين لو كان أكثر من قدر التركة فوفى الوارث قدرها فقط أنها لا تنفك من الرهينة ولا سيما قوله بعد: ويستوي الدين المستغرق وغيره وليس مرادا، بل الأصح أنها تنفك... (فعلى) الأول (الأظهر يستوي الدين المستغرق وغيره) في رهن التركة فلا ينفذ تصرف الوارث في شيء منها (في الأصح) كالمرهون والثاني: إن كان الدين أقل تعلق بقدره من التركة، ولا يتعلق بجميعها؛ لأن الحجر في مال كثير بشيء حقير بعيد...

ويستثنى من إلحاقه بالرهن ما لو أدى وارثه قسط ما ورث فإنه ينفك نصيبه بخلاف ما لو رهن ثم مات لا ينفك إلا بوفاء جميع الدين وتقدم الفرق بينهما... (ولو تصرف الوارث ولا دين) لا (ظاهر) ولا خفي (فظهر دين) أي طرأ... وقوله ولا دين احترز به عما إذا كان الدين مقارنا وعلم به فالتصرف باطل، وكذا إن جهله كما في زيادة الروضة (فالأصح أنه لا يتبين فساد تصرفه)؛ لأنه كان سائغا له في الظاهر، والثاني: يتبين فساده إلحاقا لما ظهر من الدين بالدين المقارن لتقدم سببه. تنبيه: محل الخلاف إذا كان البائع موسرا وإلا لم ينفذ البيع جزما (لكن) على الأول (إن لم يقض الدين فسخ) تصرفه ليصل المستحق إلى حقه.تنبيه: قوله: "إن لم يقض". قال في الدقائق بضم الياء ليعم قضاء الوارث والأجنبي اهـ. وأولى منه إن لم يسقط الدين؛ لأنه يعم القضاء والإبراء وغيرهما.[¹]
عبارة تحفة المحتاج: ...(تعلق بتركته) الزائدة على مؤن التجهيز التي لم ترهن في الحياة لكن معنى عدم تعلق غير المرهون به أنه لا يزاحم.[²]
________
[¹] См.: Мугни аль-мухтадж, т. 3, с. 94.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 5, с. 110.
•————•✿❁✿•————•
© Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .