Предельный срок аренды

Вопрос: 
Можно ли заключать арендный договор на неопределенный срок, и предусмотрен ли в шариате предельный срок аренды?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Определение сроков аренды является одним из условий действительности арендного договора. Если арендный договор был заключен в следующей форме: «Я сдаю тебе этот дом за 10 тыс. ежемесячно» и срок аренды не обозначен, например, на год, два и т.д., то такой договор будет недействительным. 

Что касается предельного срока аренды, то в шариате нет конкретных ограничений срока, однако необходимо учитывать время, в течение которого объект аренды сохраняется так, чтобы арендатор мог извлечь из него пользу: например, землю можно арендовать на сто и более лет, дом на 30, машину на 10, одежду на два года и т.д. 

Также не существует и минимальных сроков аренды, например, квартиру, машину и т.д. можно сдать посуточно и даже по часам. Главное условие - наличие возможности для арендатора извлечь пользу, то есть арендный срок должен длиться столько, чтобы арендатор имел возможность получить пользу от аренды.

Исключением являются следующие случаи:

- если кто-то дал в качестве вакфа свой дом и поставил условие, чтобы его не сдавали в аренду более чем на один год, необходимо соблюсти поставленное им условие.

- нельзя сдавать в аренду заложенное имущество без разрешения залогодержателя на срок, превышающий срок возврата долга.

- опекун не имеет право сдавать в аренду имущество своего подопечного на срок, превышающий предполагаемый срок достижения им совершеннолетия.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة مغني المحتاج: فصل في باب الزمن الذي تقدر المنفعة به، وبيان من يستوفيها، وغير ذلك. (يصح عقد الإجارة مدة) معلومة (تبقى فيها العين) المؤجرة (غالبا) لإمكان استيفاء المعقود عليه، ولا يقدر بمدة إذ لا توقيف فيه، والمرجع في المدة التي تبقى فيها العين غالبا إلى أهل الخبرة، فيؤجر الدار والرقيق ثلاثين سنة، والدابة عشر سنين، والثوب سنة أو سنتين على ما يليق به، والأرض مائة سنة أو أكثر، (وفي قول لا يزاد على سنة) لاندفاع الحاجة بها، (وفي قول) على (ثلاثين) سنة؛ لأنها نصف العمر الغالبوأقل مدة تؤجر للسكنى يوم فأكثر، قاله الماوردي مرة وتبعه الروياني، ومرة أقلها ثلاثة أيام، والأوجه كما أفاده الأذرعي جواز بعض يوم معلوم فقد يتعلق به غرض مسافر ونحوه، والضابط كون المنفعة في تلك المدة متقومة عند أهل العرف أي لذلك المحل ليحسن بذلك المال في مقابلتها.
_______
См.: Мугни аль-мухтадж, т. 3 с. 473.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .