ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Человек, на котором есть долг, например, в размере 100 т. р., но в то же время у него есть деньги в размере 100 т. р. или 120 т. р., и 20 т., оставшиеся после погашения долга, не покрывают его личных расходов и расходов тех, кого он обязан обеспечивать, не имеет права брать закят именно в качестве факира (одна из категорий, кому полагается закят) до тех пор, пока он фактически не погасит долг.
Данное решение актуально, независимо от того, наступило время погашения долга или нет. То есть сначала он обязан отдать 100 тысяч, которые у него есть на руках, для погашения долга и после этого, когда у него на руках останется только 20 тысяч, которых недостаточно на содержание самого себя и тех, кого он обязан обеспечивать, он может брать закят в качестве бедняка, так как теперь он в статусе факира. А до тех пор, пока у него на руках есть деньги, он как факир не имеет права получать закят, несмотря на то, что на нем есть долг.
Примечание:
Однако в такой ситуации он вправе получать закят в качестве обремененного долгами, несмотря на то, что у него на руках есть деньги, при условии, что деньги были взяты в долг для прекращения конфликта между враждующими сторонами или для совершения дел, несущих в себе всеобщее благо. А если деньги были взяты в долг и израсходованы для личных нужд в дозволенных или недозволенных целях, но затем человек искренне раскаялся, то как обремененный долгами, он имеет право получить закят, только если личных средств для этого будет недостаточно.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج: وأن ذا المال الذي عليه قدره، أو أقل بقدر لا يخرجه عن الفقر ولو حالا على المعتمد غير فقير أيضا فلا يعطى من سهم الفقراء حتى يصرف ما معه في الدين، ونزاع الرافعي فيه الناشئ عن تناقض حكي عنه هنا وفي العتق بأنه ينبغي أن لا يعتبر كما منع وجوب نفقة القريب وزكاة الفطر مردود. (قوله: غير فقير أيضا) أي: هنا وكذا في نفقة القريب وزكاة الفطر على المعتمد فيهما كما يأتي. اهـ ع ش.
______________
См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 7, с. 150.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527