ПОГАШЕНИЕ ДОЛГА УМЕРШЕГО ЗАКЯТОМ

Вопрос: 
Можно ли погасить долг умершего закятом, если покойный не оставил после себя имущества?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

Согласно более аргументированному мнению шафиитского мазхаба, давать закят для погашения долга, который остался за умершим, нельзя. В качестве исключения это дозволено, если покойный:

1. Взял в долг для выполнения общественных работ, например, ремонта дороги или водопровода; взял на расходы для примирения враждующих, но скончался, не успев возместить. Такой долг можно погасить за счет закята, даже если покойный оставил после себя достаточное для погашения долга имущество.

2. Взял в долг для личных целей и потратил его на дозволенное (если потратил на запретное, то искренне раскаялся), и он до смерти попал в список лиц, которым должны выплатить закят в обязательном порядке.

Например, он скончался 10 марта. В местности, где проживал покойный, кто-то должен был выплатить закят 9 марта, но ещё не выплатил. Если на этот момент (9 марта) там не оказалось человека, имеющего право на закят, покойный стал бы единственным, на кого бы этот закят, распространился, или он был бы одним из необходимого минимума людей, среди которых нужно распределить закят.

В обоих упомянутых случаях для погашения долга покойного закатные средства выделить дозволено.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة روضة الطالبين: قلت: ذكر صاحب «البيان»: أنه لو مات رجل عليه دين ولا وفاء له، ففي قضائه من سهم الغارمين وجهان، ولم يبين الأصح. والأصح الأشهر: لا يقضى منه،[¹]
عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: ولا يعطى غارم مات، ولا وفاء معه؛ لأنه إن عصى به فواضح، وإلا فهو غير محتاج؛ لأنه لا يطالب به كذا أطلقه شارح ويتعين حمله ... وعلى غير المستدين لنفع عام كبقية أقسام الغارم الآتية، ثم رأيت بعضهم جزم باستثناء بعضها فقط، وهو المستدين للإصلاح، وما ذكرته أولى حملا على هذه المكرمة. [(قوله: كبقية أقسام الغارم) أي: فتعطى كما يدل عليه قوله: حملا إلخ قال في العباب: ولو مات الغارم لنفسه قبل استحقاقه لم يقضى عنه منها، أو للإصلاح قضي. اهـ. قال في شرحه في الأول: ومحله كما أفاده قوله: تبعا لمن يأتي قبل استحقاقه إن لم يتعين للزكاة بالبلد قبل موته وإلا قضى عنه منها لاستحقاقه لها قبل موته مع بقاء حاجته.... وقوله: أو للإصلاح قضي قال في شرحه: كما في المجموع عن ابن كج وقضيته أنه لا فرق بين موته قبل الحلول وبعده، ولا بين انحصار المستحقين وعدمه ويوجه بأن فيه مصلحة عامة فجاز أن يغتفر فيه ما لا يغتفر في غيره انتهى. اهـ. سم بحذف.]... (والغارم إن استدان لنفسه) غرضها (في غير معصية) (أعطي)..(قلت: الأصح يعطى) مع الفقر (إذا تاب) عنها (والله أعلم)...[²]
______________
[¹] См:. Равдат ат-талибин, т. 2, с. 320.
[²] См:. Тухфат аль-мухтадж (с субкомментариями имама аш-Ширвани), т. 7, с. 158.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Вк: https://vk.com/public173383186
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .