ОТВЕТ:
Ибн Хажар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет:
(ﻣﻨﻔﻌﺔ اﻟﺸﺎﺭﻉ) اﻷﺻﻠﻴﺔ (اﻟﻤﺮﻭﺭ) ﻓﻴﻪ ﻷﻧﻪ ﻭﺿﻊ له
«Основная польза от дороги — возможность ходить, проезжать по ней, потому что дорога предназначена только для этого».
(ﻭﻳﺠﻮﺯ اﻟﺠﻠﻮﺱ) ﻭاﻟﻮﻗﻮﻑ (ﺑﻪ .. ﻻﺳﺘﺮاﺣﺔ ﻭﻣﻌﺎﻣﻠﺔ ﻭﻧﺤﻮﻫﻤﺎ) ﻛﺎﻧﺘﻈﺎﺭ (ﺇﺫا ﻟﻢ ﻳﻀﻴﻖ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﺎﺭﺓ)
(٦\٢١٦)
«Также можно сидеть, стоять на улице, отдыхать, совершать разные сделки, заключать разные договора и т. д. Также можно ждать кого-то, если это не создаёт неудобства для проезжающих и проходящих»
[См.: Тухфат аль-мухтаж, т. 6, с. 216].
Мухаммад ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-мухтаж» пишет:
ﻧﻌﻢ ﻓﻲ "اﻟﺸﺎﻣﻞ" ﺃﻥ للإﻣﺎﻡ ﻣﻄﺎﻟﺒﺔ اﻟﻮاﻗﻒ ﺑﻘﻀﺎء ﺣﺎﺟﺘﻪ ﻭاﻻﻧﺼﺮاﻑ ﻭﻫﻮ ﻣﺘﺠﻪ ﺇﻥ ﺗﻮﻟﺪ ﻣﻦ وقوفه ﺿﺮﺭ ﻭﻟﻮ ﻋﻠﻰ ﻧﺪرة
«Однако в книге "Аш-Шамиль" пишется, что правитель мусульман имеет право потребовать от того, кто стоит на дороге, решить свой вопрос и отойти. И это решение верное, даже если вред от стоящего возникает изредка».
В своих субкомментариях к книге «Нихаят аль-мухтаж» Али аш-Шабрамаллиси говорит:
ﻗﻀﻴﺘﻪ ﻋﺪﻡ ﺟﻮاﺯه للآﺣﺎﺩ ﻭﻳﻨﺒﻐﻲ ﺃﻥ ﻣﺤﻠﻪ ﺇﺫا ﺗﺮﺗﺐ ﻋﻠﻴﻪ ﻓﺘﻨﺔ ﻭﺇﻻ ﺟﺎﺯ
(٥\٣٤٣)
«Смысл его слов заключается в том, что это (право потребовать) запрещено отдельным лицам. Однако это мнение уместно, если действия отдельных лиц приведут к смуте, а если же нет, то им тоже можно»
[См.: Нихаят аль-мухтаж, т. 5, с. 343].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Общественные дороги, согласно шариату, не являются чьей-то собственностью, так как они предназначены для всех людей и пользоваться ими, в том числе и парковать автомобили, имеет право каждый, не притесняя других и не создавая им большие неудобства. В то же время, если эта часть дороги отведена только для пешеходов, т.е. является тротуаром, тогда парковать на ней автотранспорт нельзя, ибо тем самым мы создаём большие неудобства для прохожих.
•┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•
© Отдел фетв, Муфтият РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/