ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
В системе выплаты закята определение начала и конца торгового года является очень важной частью. Любой, кто занимается торговой деятельностью, должен четко знать, в какой именно день он начал торговлю, так как без этого нельзя определить конец торгового года, когда имущество облагается закятом.
Если человек начал торговую деятельность с покупки товара на сумму, достигающую нисаба (стоимость 85 граммов золота- 459 тысяч на данный момент) или на сумму, не достигающую нисаба, но, помимо этих денег, у него есть еще средства, в совокупности с которыми сумма достигает нисаба, отчет для закятного года начинается с момента появления этой суммы у человека, а начало торговли будет считаться продолжением торгового года.
Например, у человека к 1 числу Рамадана появилось 500 тысяч рублей. Через три месяца на эти деньги он купил машину с целью получения прибыли. Закят торговли на него возлагается 1 числа месяца Рамадан следующего года, так как отчет начался с того момента, как у него появилось 500 тысяч, а не тогда, когда он начал торговлю. Таким же будет решение и в случае, если из 500 тысяч он купит машину на 250 тысяч, а другие 250 тысяч останутся у него. Но при этом, если человек купит машину в долг с целью ведения торговли, имея в наличии 500 тысяч, и позже расплатится за машину этими деньгами, то закятный год для 500 тысяч прерывается и начинается отчет для торгового года.
Если же у человека есть сумма, не достигающая нисаба, и через некоторое время он начнет торговую деятельность, то торговый год для него начнется с момента начала торговли, а не с момента появления денег.
Например, у человека к 1 числу Рамадана появилось 250 тысяч рублей (данная сумма не достигает нисаба). Через три месяца он вложил эти деньги в торговлю. Торговый год для него начнется с момента вложения денег в дело, а с не момента появления денег в собственности. Такое же решение касается и случая, когда товар для ведения торговли был приобретен, например, за машину, которая имелась в собственности. Торговый год в такой ситуации начинается с момента начала торговли, поскольку сумма, не достигающая нисаба, и машина, бывшая в собственности, не облагаются закятом.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة مغني المحتاج: (وإذا ملكه) أي عرض التجارة (بنقد) وهو الذهب والفضة ولو غير مضروبين (نصاب) أو دونه وفي ملكه باقيه: كأن اشترى بعين عشرين دينارا أو بمائتي درهم أو بعين عشرة أو مائة درهم، وفي ملكه عشرة أو مائة أخرى (فحوله من حين ملك) ذلك (النقد) لاشتراكهما في قدر الواجب وفي جنسه. أما إذا اشتراه بنقد في الذمة ثم نقده فإنه ينقطع حول النقد ويبتدئ حول التجارة من وقت الشراء؛ لأن صرفه إلى هذه الجهة لم يتعين (أو دونه) أي أو ملكه بدون النصاب، وليس في ملكه باقيه (أو بعرض قنية) كالثياب (فمن الشراء) حوله؛ لأن ما ملكه به لم يكن مال زكاة (وقيل إن ملكه بنصاب سائمة بنى على حولها) ؛ لأنها مال زكاة جار في الحول، فكان كما لو ملكه بنصاب نقد، وفرق الأول بأن الواجب في المقيس مختلف، بخلاف المقيس عليه.
_____
См.: Мугни аль-мухтадж, т. 2, с. 107.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Вк: https://vk.com/public173383186
Ватсап: https://wa.me/79898883527