Недействительный договор найма

Вопрос: 
Считается ли действительным договор, если двое условились, что один предоставит другому, например, 100 голов овец и корм, а второй обеспечит их содержание, чтобы через год распределить между собой приплод в соотношении 70/30?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Данный договор считается недействительным, так как человек, который берет на себя содержание овец, является наемным работником, а плата, которая ему назначается в виде 70% от ожидаемого приплода, считается неизвестной, так как неизвестно в каком количестве будет приплод, и будет ли вообще. А договор найма, заключенный без уточнения размера платы, считается недействительным.

Если все же такой договор был заключен, и овцы были переданы на содержание, необходимо поступить следующим образом: приплод в полном объеме получает хозяин овец, а тот, кто занимался их содержанием, получает среднюю плату за ту работу, которую он проделал. Этот порядок распределения прибыли объясняется тем, что договор был недействительным, следовательно, и порядок распределения прибыли, установленный в договоре, теряет силу, а тот, кто выполнил работу, указанную в договоре, получает среднюю стоимость, которая полагается за выполнение аналогичных работ.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: (ويستقر في الإجارة الفاسدة أجرة المثل) زادت على المسمى أو نقصت (بما يستقر به المسمى في الصحيحة) مما ذكر وإن لم ينتفع لما مر أن لفاسد العقود حكم صحيحها ضمانا وعدمه غالبا نعم تخلية العقار والوضع بين يديه والعرض عليه وإن امتنع لا يكفي هنا بل لا بد من القبض الحقيقي (ولو أكرى عينا مدة ولم يسلمها) أو غصبها أو حبسها أجنبي ولو كان حبسه لها لقبض الأجرة (حتى مضت) تلك المدة (انفسخت) الإجارة لفوات المعقود عليه قبل قبضه.[¹]
عبارة تحفة المحتاج: (ويشترط) لصحة الإجارة (كون الأجرة معلومة) جنسا وقدرا وصفة إن كانت في الذمة وإلا كفت معاينتها في إجارة العين والذمة نظير ما مر في الثمن، وجواز الحج بالرزق مستثنى إن قلنا إنه إجارة توسعة في تحصيل هذه العبادة (فلا تصح) الإجارة لدار (بالعمارة) لها (و) لا لدابة بصرف أو بفعل (العلف) لها بفتح اللام المعلوف به وبإسكانه كما بخطه المصدر للجهل بهما كآجرتكها بعمارتها أو بدينار على أن تصرف في عمارتها أو علفها للجهل بالمصرف فتصير الأجرة مجهولة.[²]
__
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 6, с. 197.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 6, с. 127.
•————•✿❁✿•————•
© Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .