Дополнительные намазы, которые не имеют основы в шариате

Вопрос: 
Можно ли совершать дополнительные намазы с различными намерениями, если они не имеют основы в Коране и сунне?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Совершение дополнительных намазов является богоугодным делом, к которому побуждал Пророк, мир ему и благословение Аллаhа. 

Дополнительные намазы в контексте нашего вопроса можно разделить на две категории.

1. Намазы, привязанные к определенным ситуациям, времени или действиям, и намерение и форма совершения которых четко описана в сунне, как например, витр-намаз, духа-намаз и т. п..

2. Намазы, не привязанные к чему-либо (сунна мутлака). Такие намазы можно совершать в неограниченном количестве. 

Однако нельзя совершать дополнительные намазы, для совершения которых нет основания в священных текстах.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами, да помилует его Аллаh, пишет «Не разрешается совершать и не будут действительными намазы, которые не имеют основы в сунне». То есть если человек совершит намаз с намерением, которое не передается ни в Коране, ни в сунне, как например, намазы которые совершают некоторые с намерением защититься от зла наступившего дня, или с намерением истихары для всех дел, которые он будет совершать за весь день, или же особый намаз, который совершается  каждый день недели, то они будут недействительными, и совершать их запрещается, так как они не имеют основы в шариате.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: ووقع في عوارف المعارف للإمام السهروردي أن من جلس بعد الصبح يذكر الله إلى طلوع الشمس وارتفاعها كرمح يصلي بعد ذلك ركعتين بنية الاستعاذة بالله من شر يومه وليلته ثم ركعتين بنية الاستخارة لكل عمل يعمله في يومه وليلته قال: وهذه تكون بمعنى الدعاء على الإطلاق وإلا فالاستخارة التي وردت بها الأخبار هي التي يفعلها أمام كل أمر يريده. اهـ. وهذا عجيب منه مع إمامته في الفقه أيضا وكيف راج عليه صحة وحل صلاة بنية مخترعة لم يرد لها أصل في السنة ومن استحضر كلامهم في رد صلوات ذكرت في أيام الأسبوع علم أنه لا تجوز ولا تصح هذه الصلوات بتلك النيات ...من غير أن يرد لها أصل في السنة...[¹]
عبارة إعانة الطالبين: قال شيخنا: كابن شبهة وغيره وأقبح منها ما اعتيد في بعض البلاد من صلاة الخمس في الجمعة الأخيرة من رمضان عقب صلاتها زاعمين أنها تكفر صلوات العام أو العمر المتروكة وذلك حرام.[²]
________________
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 2, с. 238.
[²] См.: Ианат ат-талибин, т. 1 с. 171.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Вк: https://vk.com/public173383186
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .