Жевательная резинка во время поста

Вопрос: 
Можно ли постящемуся человеку жевать жевательную резинку?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Распространенные в наше время жевательные резинки различных видов, такие как «Орбит», «Дирол» и т.п., какими бы они ни были: стоматологическими, фруктовыми, мятными, отбеливающими, детскими и т.д., содержащими подсластители, ароматизаторы, эмульгаторы или мелкие очищающие гранулы, которые при жевании смешиваются со слюной и проглатываются, нарушают пост.

А что касается натуральных неароматизированных жвачек, полученных из смеси смолы (мастика, ладан), то согласно шафиитскому мазхабу, постящемуся желательно воздержаться от их жевания. Более того, ученые мазхаба считают нежелательным жевание подобных жвачек.

Нежелательность объясняется тем, что жевание приводит к активному слюноотделению, и, если постящийся посредством жевания жвачки намеренно наберет и проглотит большое количество слюны, по одному из мнений шафиитских ученых, пост нарушается. Хотя это и слабое мнение, но лучше воздержаться от жевания, а если  человек во время поста постоянно будет выплевывать набравшуюся слюну, жажда усилится и ослабит постящегося.  

Что касается даже намеренно проглатывания небольшого количества слюны, то вреда для поста от этого нет единогласно. Если большое количество слюны наберется не намеренно и постящийся проглотит ее, пост также не нарушается. В данном случае речь идет о жвачках, в которых нет примесей,  которые при жевании смешиваются со слюной и попадают внутрь.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة حاشية الترمسي: (و ترك المضغ) أي و يسن للصائم ترك المضغ…و قوله:(للبان وغيره) أي من أنواع العلوك كالمصطكى… (لأنه يجمع الريق) تعليل لسن ترك المضغ لنحو اللبان.( فإن ابتلعه) أي الريق المجتمع بذلك (أفطر في وجه) أي ضعيف فقد قال النووي عن الأصحاب :(ولا يفطر بمجرد العلك ولا بنزول الريق منه إلى جوفه و قيل إن ابتلع الريق و فيه طعمه أفطر وليس بشيء) قال الكردي: ( والخلاف في الكثير أما اليسير فلا يفطر قطعا و عند القصد فلو اجتمع بلا قصد لم يفطر قطعا). ( وإن ألقاه عطشه) أي صيره عطشان. ( من ثم) أي من أجل هذا التعليل المصرح بجريان وجه في الإفطار بذلك. ( كره كما في المجموع) أي وتبعه القملي في الجواهر حيث قال:(يكره مضغ العلك لجمعه الريق).(خلافا لما توهمه عبارة المصنف) أي من أن ذلك خلاف السنة فقط لا مكروه إذ لا يلزم من سن الترك كراهة فعله فعدم تصريح المصنف بها واقتصاره على سن الترك يوهم عدم الكراهة في فعله فليتأمل. (والكلام) أي في أن المضغ مكروه فقط.( حيث لم ينفصل من الممضوغ عين تصل إلى الجوف) أي بأن مضغ قبل ذلك حتى ذهبت رطوبته أو مضغ وفيه عين لكن لم يبتلع من ريقه المخلوط شيئا.(وإلا) أي بأن انفصل من الممضوغ شيء يصل إلى الجوف. ( حرم وأفطر كما علم مما مر…
__________
См.: Хашия ат-Тармаси, т.  5, с. 659-660.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .