Желательная форма вставания с земного поклона в намазе

Вопрос: 
Каким образом желательно вставать с земного поклона по мазхабу имама Шафии: сначала поднять колени, опираясь на руки, или сначала поднять руки, а затем колени?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Согласно более аргументированному мнению ученых шафиитского мазхаба, молящемуся человеку, даже если он сильный, желательно вставать на новый ракаат, опираясь не на сведенные вместе руки, ошибочно понимая слова имама ар-Рафии, а на широко расставленные. Ар-Рафии говорит, что человек встает на ракаат, держа руки так, как держит месящий тесто, перемещая на них центр тяжести корпуса.

Следуя другому желательному способу вставания, человек поднимается, опираясь руками на бедра для легкости, а затем уже выпрямляется. Но не следует сначала поднимать (без необходимости) одну ногу, а затем вторую, потому что пришел запрет на это.

Итак, с земного поклона или ташаххуда - «Ат-тахияту» молящемуся желательно встать, опираясь сначала на вытянутые и расставленные на ширину плеч руки, затем поднимаясь с колен, так как, если вначале поднять руки, опереться на них уже не получится. А если у человека не получается сначала поднять колени, опираясь руками на землю, можно поднять руки и затем, опираясь ими на бедра, выпрямиться.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة نهاية المحتاج: (و) يسن (أن يعتمد) في قيامه من السجود والقعود (على يديه) أي بطنهما مبسوطتين على الأرض للاتباع ذكرا كان أو قويا أو ضدهما ولا يتوهم خلاف ذلك من تعبير الرافعي بأنه يقوم كالعاجن بالنون لأن معناه التشبيه به في شدة الاعتماد عند وضع يديه لا في كيفية ضم أصابعهما ، وحديث {كان يضع يديه كما يضع العاجن} ضعيف أو باطل ، ولو صح كان معناه ما مر ، قاله في شرح المهذب ، والخبر الصحيح {كان صلى الله عليه وسلم إذا نهض رفع يديه قبل ركبتيه} وفي رواية {نهض على ركبتيه واعتمد على فخذيه} محله إذا لم يأت المصلي بسنة الاعتماد المار فحينئذ يستحب له أن يقدم رفع يديه ويعتمد بهما على فخذيه ليستعين به على النهوض ، وعلى ذلك يحمل أيضا إطلاق ابن الصباغ استحباب رفع يديه قبل ركبتيه. 
____
См.: Нихая аль-мухтадж, т. 2, с. 122.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .