ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Для слепого человека лучше заучить Коран наизусть, в дальнейшем обучать ему других и просить помощи у Аллаhа, чтоб помог встать на правильный путь.
Что касается опасений забыть Коран после заучивания и отказаться от этого, то подобные опасения в Исламе в расчет не принимаются, поскольку негативный исход в данном случае неоднозначен, а всего лишь предполагается. Поэтому вопрос заучивания Корана не подпадает под правило, согласно которому предпочтение отдаётся в первую очередь защите от вреда, нежели приобретению благого. А заучивание Корана очевидное благо, которое не оставляют из-за предполагаемой опасности его забыть.
В книге «Ихья’» имама Аль-Газали, да помилует его Аллаh, передаётся, что некий человек сказал Абу Хурайре, да будет доволен им Аллаh: «Я хочу изучать исламские науки, но боюсь, что не буду им следовать». Абу Хурайра ответил: «То, что ты не изучаешь знания, уже является не следованием».
Имам Ар-Рамли и имам Ан-Навави, да помилует их Аллаh, тоже придерживаются мнения, что в пределах возможного нужно стараться в благом, несмотря на то, что может быть обратный исход.
Таким образом, отказ от заучивания благородного Корана из-за подобных опасений является одной из уловок сатаны (шайтана). Пусть Аллаh поможет.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة فتاوى الكردي: سئل رحمه الله تعالى: إذا كان رجل أعمى يمكنه حفظ القرآن لكن يتوهم المتعلم أو المعلم أنه بعد الحفظ يتركه وينساه… فهل الأولى له الترك؟ أو التعلم والتعليم و يسأل الله تعالى الثبات على ذلك؟ أفيدونا.
الجواب: الذي يظهر أن الأولى له التعلم و التعليم والاستعانة بالله على التوفيق إلى نهج الطريق المستقيم وليس هذا من قاعدة: درء المفاسد مقدم على جلب المصالح؛ لأن المفسدة هنا غير متحققة بل متوهمة وحفظ القرآن خير محقق لا يترك لمفسدة متوهمة كما صرحوا به في مواضع من كلامهم. قال في الإحياء: قال رجل لأبي هريرة رضي الله عنه: أريد أن أتعلم العلم وأخاف أن أضيعه، فقال كفى بتركك للعلم إضاعة. وقال الشهاب الرملي في شرح نظم الدرر: قال الإمام في المطالب: من مكائد الشيطان ..ترك العمل خوفا من أن يقول الناس: إنه مراء...و قال النووي: لو فتح للإنسان باب ملاحظة الناس والاحتراز من تطرق ظنونهم..لانسد عليه أكثر أبواب الخير...انتهى. وكذلك في صورة السؤال؛ فترك الحفظ حذرا من النسيان… من مكائد الشيطان، والله المستعان.
______
См.: Фатава аль-Курди, с. 729-730.
•————•✿❁✿•————•
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527