Запретный залог

Вопрос: 
Можно ли взять в долг 50 тыс. р. на определенный срок, заложив, например, машину, стоимость которой превышает сумму долга, с условием, что в случае невозврата долга машина остается кредитору, а если вернуть долг в срок, машина возвращается хозяину, который отдает кредитору каждый день определенную сумму за предоставленные им в долг деньги?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Данный договор категорически запрещен, так как включает в себя несколько запрещенных элементов:

1. Кредитование под ссудный процент. Такой договор запретен, даже если фактически не давать проценты, потому что договор, в котором уже оговорена риба, считается запретным. Например, если заложил транспортное средство, стоимость которого меньше или равна сумме долга, и долг не погашен, и машина останется кредитору, по сути выплаты процента кредитору нет, но тот факт, что в договоре оговорена риба, делает сделку ростовщической. А если же должник погасит долг с процентами и заберет залог, то здесь несомненно два греха: оговаривание риба в договоре и дача по факту запретных процентов.

2. Выдача залога для гарантии ростовщической сделки, любое участие в котором запретно.

3. Сам принцип погашения долга залогом, который описан в данном вопросе и согласно которому в случае невыполнения должником своих обязательств предмет залога целиком остается кредитору, запрещен в шариате.

Погашение долга заложенным имуществом, согласно шариату, должно происходить следующим образом: по наступлении срока погашения  должник должен исполнить свои обязательства, а в случае неисполнения кредитор потребует от должника продать заложенный предмет, чтобы за вырученные деньги погасить долг.

Залогодержатель сам может продать залог, если залогодатель даст разрешение и укажет цену. Если цена не указана залогодателем, то залогодержатель может продать вещь только в присутствии залогодателя.

В случае отказа залогодателя продать залог, кредитор должен обратиться к имаму и он продаст залог, до обращения к имаму предмет залога продавать запрещено, и сделка продажи будет недействительной. 

В случае, когда дело дойдет до продажи залога, то имам, залогодержатель, или их уполномоченное лицо может продать предмет залога строго в рамках рыночной цены, и, если они продадут его по меньшей цене, эта сделка будет недействительной, не имеет никакой силы и хозяином предмета остается залогодатель.

4. После того как законно продали предмет залога, кредитор имеет право только на ту сумму, которая осталась за должником в его пользу, а остаток принадлежит хозяину предмета залога. Например, если заложили машину, которая на рынке стоит 200 тыс. за долг в размере 50тыс., то после продажи машины кредитор получает только свои 50 тыс, а остальные 150 тыс. принадлежат хозяину предмета.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة المنهاج مع تحفة المحتاج: (ولو طلب المرتهن بيعه فأبى الراهن ألزمه القاضي قضاء الدين) من محل آخر (أو بيعه ليوفي منه بما يراه من حبس أو غيره فإن أصر) على إبائه (باعه الحاكم) عليه وقضى الدين من ثمنه دفعا لضرر المرتهن... (تنبيه) قضية المتن وغيره هنا أن القاضي لا يتولى البيع إلا بعد الإصرار على الإباء وليس مرادا أخذا من قولهم في التفليس إنه بالامتناع من الوفاء يخير القاضي بين توليه للبيع وإكراهه عليه... (وإن شرط ما يضر المرتهن) وينفع الراهن كأن لا يباع عند المحل أو إلا بأكثر من ثمن المثل (بطل) الشرط (والرهن) لمنافاته لمقصوده (وإن نفع) الشرط (المرتهن وضر الراهن كشرط منفعته) من غير تقييد (للمرتهن بطل الشرط وكذا الرهن) يبطل (في الأظهر)... (ولو باعه المرتهن) والدين حال (بإذن الراهن) له في بيعه بأن قال بعه لي أو أطلق ولم يقدر الثمن (فالأصح أنه إن باعه بحضرته صح) البيع إذ لا تهمة (وإلا) بأن باعه في غيبته (فلا) يصح؛ لأنه يبيع لغرض نفسه فيتهم في الاستعجال ومن ثم لو قدر له الثمن صح مطلقا... (ولو شرط) بضم أوله في عقد الرهن أي شرطا (أن يبيعه العدل) أو غيره ممن هو تحت يده عند المحل (جاز) هذا الشرط إذ لا محذور فيه.. (ولا يشترط مراجعة الراهن) في البيع (في الأصح) ..

(ولا يبيع) المأذون (العدل) أو غيره المرهون (إلا بثمن مثله) أو دونه بقدر يتغابن به وسيأتي بيانه (حالا من نقد بلده) وإلا لم يصح... (فإن زاد) في الثمن (راغب) بعد اللزوم لم ينظر إليه أو زاد ما لا يتغابن به وهو ممن يوثق به (قبل انقضاء الخيار) الثابت بالمجلس أو الشرط واستمر على زيادته (فليفسخ) وجوبا (وليبعه)..
__________
См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 5, с. 83.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Вк: https://vk.com/public173383186
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .