Замена имущества, выделенного для выплаты в качестве закята

Вопрос: 
Если человек отделил размер закята из своего имущества с целью распределить его в качестве закята, становится ли именно это имущество обязательным к выплате в качестве закята или его можно заменить любым другим имуществом?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Если человек выделил из своего имущества размер закята с тем чтобы распределить его между категориями людей, которым полагается закят, то именно выделенное имущество не становится обязательным к выплате в качестве закята в отличие от жертвенного животного (курбан). То есть хозяин имущества имеет право заменить его другим имуществом. Это касается всех категорий имущества, которые облагаются закятом.

Например: у человека есть сорок голов овец и по истечении года он отделил одну овцу для выплаты в качестве закята. После этого на следующий день он передумал и решил отдать в качестве закята другую овцу. Или отделил определенный объем урожая для закята и через какое-то время передумал и решил дать для закята другой урожай. Во всех этих случаях нет никаких нарушений со стороны того, кто выплачивает закят. Он имеет полное право заменять одно имущество другим, поскольку до тех пор, пока закятные средства не перейдут в руки того, кому они предназначены, хозяин имеет право распоряжаться этим имуществом как желает.

Однако с жертвенным животным дело обстоит иначе. Если человек определил конкретное животное для принесения в жертву, то это животное становится обязательным для жертвоприношения и хозяин не имеет права заменить его другим. 

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة فتاوي الرملي: (سئل) عما لو أفرز قدر الزكاة ونوى أنه زكاة هل يتعين لها سواء كانت زكاة نقد أم تجارة أم فطرة أم غيرها ويمتنع عليه أن يصرفه في غيرها قبل أن يقبضه المستحق أم لا يتعين لها إلا بقبض المستحق فإن قلتم لا فما الفرق بينه وبين الشاة المعينة للتضحية؟ (فأجاب) بأنه لا يتعين ذلك القدر المفرز للزكاة سواء أكانت زكاة مال أم بدن إلا بقبض المستحق له والفرق بين مسألتنا وبين الشاة المعينة للتضحية أن المستحقين للزكاة شركاء للمالك بقدرها فلا تنقطع شركتهم إلا بقبض معتبر.
____
См.: Фатава Ар-Рамли, т. 2, с. 50.

Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .