Замена и возврат товара

Вопрос: 
Может ли продавец ставить условие, что проданный товар при обнаружении покупателем прежнего недостатка замене и возврату не подлежит или что товар подлежит только замене, но не возврату?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Если человек, продавая животное или что-либо другое, ставит условие, что в нем нет недостатков, а если в нем обнаружится какой-либо прежний брак, который обесценивает товар или же делает его неполноценным, он не несет ответственности и не примет обратно товар-сделка с таким условием считается действительной, так как подобное условие служит неким гарантом качества и отсутствия недостатка в данном товаре. 

Но при обнаружении прежнего изъяна в нем, скрытого или явного, товар подлежит возврату за исключением животного, в котором нашли скрытый недостаток, при условии, что продавец и покупатель не знали об этом недостатке. В этом случае продавец имеет право отказать в расторжении сделки.
Во всех остальных случаях при обнаружении прежнего недостатка, который обесценивает товар или же делает его неполноценным, например обнаружение явного недостатка в животных или любого недостатка явного или скрытого в остальных вещах, покупатель имеет право на расторжение сделки и возврат товара.

Таким образом, из вышесказанного понимается, что покупатель при обнаружении прежнего недостатка имеет право расторгнуть сделку и вернуть товар, проданный при упомянутых выше условиях, кроме животного, в котором обнаружил скрытый изъян.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة المنهاج مع تحفة المحتاج: (ولو باع) حيوانا أو غيره (بشرط براءته من العيوب) في المبيع أو أن لا يرد بها أو على البراءة منها أو أن لا يرد بها صح العقد مطلقا كما علم مما مر في المناهي لأنه شرط يؤكد العقد ويوافق ظاهر الحال من السلامة من العيوب وإذا شرط (فالأظهر أنه يبرأ عن عيب باطن بالحيوان) موجود حال العقد (لم يعلمه) البائع (دون غيره)..فقال (للمشتري الخيار) في رد المبيع (بظهور عيب قديم) فيه وكذا للبائع بظهور عيب قديم في الثمن ... (و) هو وجود (كل ما ينقص) ...(العين أو القيمة نقصا يفوت به غرض صحيح)... (إذا غلب) في العرف العام لا في محل البيع وحده ...(في جنس المبيع عدمه).[¹]
عبارة مغني المحتاج: (دون غيره) أي: العيب المذكور فلا يبرأ عن عيب بغير الحيوان كالثياب والعقار مطلقا،... فيحتاج البائع فيه إلى شرط البراءة ليثق بلزوم البيع فيما لا يعلمه من الخفي دون ما يعلمه مطلقا في حيوان أو غيره لتلبيسه فيه. وما لم يعلمه من الظاهر فيهما لندرة خفائه عليه، أو من الخفي في غير الحيوان كالجوز واللوز إذ الغالب عدم تغيره بخلاف الحيوان.[²]
__
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 4, с. 351-360.
[²] См.: Мугни аль-мухтадж, т. 2, с. 431.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .