Закят с животных при изменении их количества в течение года

Вопрос: 
Как выплачивать закят с животных, если в течение года их количество менялось?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Животные, с которых нужно выплачивать закят, облагаются им при наличии следующих условий:

 ⁃ достижение нисаба (количество зависит от вида животных).

 ⁃ нахождение в собственности на протяжении лунного года.

 ⁃ содержание скотины на пастбищах.

 ⁃ неиспользование скота в качестве рабочей силы.

Более подробно о закяте с крупного рогатого скота можно прочитать в фетве №994.

Количество животных в течение года может меняться по двум причинам:

1) естественное размножение. Например, если 1 Мухаррама человек купил 30 голов крупного рогатого скота и через три месяца путем размножения поголовье увеличилось до 40, то 1 Мухаррама следующего года закят необходимо выплатить с сорока голов, то есть одного двухгодовалого теленка.

2) приобретение, дарение и т. д. Например, если человек купил 30 голов крупного рогатого скота 1 Мухаррама, затем 1 Раджаба он купил еще десять голов, то через год, 1 Мухаррама, ему необходимо выплатить закят с 30 голов в виде годовалого теленка (табиъ), а 1 Раджаба выплатить одну четвертую часть от двухгодовалого теленка (мусиннат) за 10 голов.

Десять голов, которые были куплены 1 Раджаба, хоть и не достигают нисаба, обязывают начать годовой отчет с момента их покупки, и по истечении одного года с них необходимо выплатить закят в процентном соотношении от нисаба. Далее в последующие годы, в начале Мухаррама, необходимо выплачивать ¾ от двухгодовалого теленка за 30 голов, а в начале Раджаба ¼ от двухгодовалого теленка за десять голов.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: (ولا يضم المملوك بشراء أو غيره في الحول)؛ لأنه لم يتم له حول والنتاج إنما خرج عنه للنص عليه، وخرج بفي الحول النصاب فيضم فيه لبلوغه به احتمال المواساة فإذا اشترى غرة المحرم ثلاثين بقرة وعشرة أخرى أول رجب فعليه في الثلاثين تبيع عن محرم وللعشرة ربع مسنة عند رجب ثم عليه بعد ذلك في باقي الأحوال ثلاثة أرباع مسنة عند محرم، وربعها عند رجب وهكذا، ومن ثم لو طرأت الخلطة على الانفراد لزم للسنة الأولى زكاة الانفراد، ولما بعدها زكاة الخلطة ‎لأنه لم يتم له حول والنتاج إنما خرج عنه للنص عليه، وخرج بفي الحول النصاب فيضم فيه لبلوغه به احتمال المواساة فإذا اشترى غرة المحرم ثلاثين بقرة وعشرة أخرى أول رجب فعليه في الثلاثين تبيع عند محرم وللعشرة ربع مسنة عند رجب ثم عليه بعد ذلك في باقي الأحوال ثلاثة أرباع مسنة عند محرم، وربعها عند رجب وهكذا، ومن ثم لو طرأت الخلطة على الانفراد لزم للسنة الأولى زكاة الانفراد، ولما بعدها زكاة الخلطة.
_________
См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 2, с. 234.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Вк: https://vk.com/public173383186
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .