Закят с торгового имущества

Вопрос: 
Что приводят ученые-богословы в качестве довода в пользу обязательности закята с торгового имущества?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Согласно мнению подавляющего большинства ученых богословов Ислама, торговое имущество облагается закятом. Доводом в пользу обязательности закята с торгового имущества они приводят следующий аят Священного Корана

 يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَنْفِقُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا كَسَبْتُمْ 

(смысл): «О верующие! Отдавайте на пожертвования лучшее из того, что вы приобрели!» (сура «Аль-Бакара», аят 267).

Известный толкователь Корана Мужаhид утверждает, что данный аят ниспослан для обязывания закята.

В пользу обязательности закята с торгового имущества также приводят хадис: «С верблюдов полагается закят, с баранов полагается закят и с тканей (аль-базз) полагается закят». 
Ибн Хаджар в книге Тухфат аль-Мухтадж, комментируя данный хадис, пишет: «Слово «аль базз», которое приводится в данном хадисе, означает «ткани, приготовленные для продажи». Учитывая, что ткань не относится к категории имущества, с которого снимается закят аль-айн (как, например, скот, плоды и зерновые культуры, золото и серебро, рудники и клады), ученые заключили, что в данном хадисе речь идет о закяте с торгового имущества.

На обязательность выплаты закята с торгового имущества также указывает повеление в хадисе, переданном Абу Давудом, о выплате закята с имущества, уготованного для продажи».

Мухаммад Махфуз ат-Тармаси в своей книге «Хашия ат-Тармаси» со слов Умайра пишет: «Помимо вышеприведенного аята и хадисов, на обязательность выплаты закята еще указывает кияс (суждение по аналогии): торговое имущество – это такое же имущество, как и, например, скот. Цель разведения скота – это приумножение капитала. Такая же цель преследуется и в ведении торговли. Поэтому торговое имущество облагается закятом также, как и скот и другие виды имущества, об обязательном закятообложении которых упоминается в шариатских текстах».

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة حاشية الترمسي: والأصل في وجوب زكاتها: قوله: يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَنْفِقُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا كَسَبْتُمْ، قال مجاهد: (نزلت في التجارة) أي: في زكاتها. (تفسير مجاهد 1\116-117.) وما رواه الحاكم بإسنادين صحيحين على شرط الشيخين عن أبي ذر رضي الله عنه: أنه صلى الله عليه و سلم قال: "في الإبل صدقتها، وفي الغنم صدقتها، و في البز صدقته" سنن أبي داود 1562. و البز بالزاي عند جميع الرواة: هو أمتعة البزاز..و ليس فيه زكاة عين فصدقته زكاة التجارة... وقال الشيخ عميرة: ومن جهة القياس: أنه مال يبتغى فيه النماء فوجبت فيه الزكاة كالمواشي، لكن لا يكفر جاحدها فيها؛ لأن لنا قولا قديما بعدم الوجوب فيها.[¹]
عبارة تحفة المحتاج: قال ابن المنذر: و قد أجمع على وجوبها عامة أهل العلم ؛ أي: أكثرهم. و صح خبر: "و في البز صدقته"، و هو الثياب المعدة للبيع و السلاح و زكاة العين لا تجب في هذين فتعين حمله على زكاة التجارة.  وروى أبو داود مرفوعا: الأمر بإخراج الصدقة مما يعد للبيع.[²]
_________
[¹] См.: Хашия ат-Тармаси, т.5, с. 206.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 3, с. 466.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .