ОТВЕТ:
В данном вопросе семена можно разделить на две категории:
1) семена овощных культур, которые не облагаются закятом, например, огурцы, помидоры, картошка, капуста, и т д.
2) семена зерновых культур, которые облагаются закятом, так как они относятся к категории основных продуктов питания и пригодны для длительного хранения. Например, пшеница, кукуруза, фасоль, гречка горох, рис и т д.
Что касается первой категории, то ни с семян, ни с урожая не нужно выплачивать закят, даже если семена были куплены с целью продать урожай. Следовательно, закят на них не возлагается, даже если они останутся во владении несколько лет.
Сами семена не облагаются закятом, так как были приобретены не для перепродажи, а посадки, и, следовательно, они не входят в категорию товара для торговли. Урожай не облагается закятом, так как он был приобретен не вследствие торговой сделки с целью получения прибыли, а был выращен, и эти культуры не относятся к зерновым культурам, облагаемым закятом по факту их созревания.
Однако деньги, полученные с продажи урожая, закятом облагаются так же, как и денежные сбережения.
Что касается второй категории семян и урожая с них, то к ним применяются следующие решения:
а) семена второй категории не облагаются закятом по той же причине, что и семена первой категории.
б) урожай с таких семен облагается закятом сразу после его созревания при условии, что вес урожая достигает нисаба, то есть составляет пять васков (653 кг). Вес рассматривается после их очищения от половы, а в тех видах культур, которые хранятся с половой, рассматривается вес нетто (чистый вес).
Закят с этой категории урожая выплачивается один раз, даже если он остаётся во владении несколько лет и даже если он будет выставлен для продажи.
Также закят с урожая этих культур, согласно более аргументированному мнению, нужно выплачивать в натуральном, а не в денежном эквиваленте.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة منهاج الطالبين: زكاة النبات..تختص بالقوت وهو... من الحب الحنطة والشعير والأرز والعدس وسائر المقتات اختيارا ...ونصابه خمسة أوسق وهي .. قلت: الأصح ثلثمائة واثنان وأربعون وستة أسباع رطل لأن الأصح أن رطل بغداد مائة وثمانية وعشرين درهما وأربعة أسباع درهم ..والله أعلم...[¹]
عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: (وإنما يصير العرض للتجارة إذا اقترنت نيتها بكسبه بمعاوضة) محضة وهي ما تفسد بفساد عوضه (كشراء) بعرض أو نقد أو دين حال أو مؤجل ..وكشراء نحو دباغ أو صبغ ليعمل به للناس بالعوض وإن لم يمكث عنده حولا لا لأمتعة نفسه ولا نحو صابون وملح اشتراه ليغسل أو يعجن به للناس فلا يصير مال تجارة فلا زكاة فيه وإن بقي عنده حولا لأنه يستهلك فلا يقع مسلما لهم أي من شأنه ذلك.
قول المتن (إذا اقترنت نيتها إلخ) أي نية التجارة بهذا العرض بكسب ذلك العرض وتملكه بمعاوضة وتقدم أيضا أن التجارة تقليب المال بالتصرف فيه بنحو البيع لطلب النماء فتبين بذلك أن البزر المشترى بنية أن يزرع ثم يتجر بما ينبت ويحصل منه كبزر البقم لا يكون عرض تجارة لا هو ولا ما نبت منه أما الأول فلأن شراءه لم يقترن بنية التجارة به نفسه بل بما ينبت منه. وأما الثاني فلأنه لم يملك بمعاوضة بل بزراعة بزر القنية. [²]
_
[¹] См.: Минхадж ат-талибин, с. 66.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-ширвани), т. 3, с. 295.
•————•✿❁✿•————•
© Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Вк: https://vk.com/public173383186
Ватсап: https://wa.me/79898883527