ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Для выплаты закята с денег необходимо наличие следующих условий:
- достижение нисаба;
- владение нисабом в течение года.
С того момента, как деньги, которые у человека имеются в наличии и которые должны ему вернуть, в сумме достигнут нисаба, начинается закятный год. Если до конца закятного года сбережения не станут меньше нисаба, в конце этого года необходимо выплатить закят.
Если после достижения нисаба человек продолжал откладывать деньги, например, ежемесячно, то отчет года каждой отложенной суммы индивидуален, и закят выплачивается с каждой суммы по истечении года с момента ее перехода во владение.
Например, если у человека в собственности на 1 число месяца мухаррам набралась сумма, равная нисабу, например, 300 тыс. р. и после этого в конце каждого месяца в течение пяти месяцев человек откладывал по 100 тыс. р. вдобавок к 300 тысячам, то по истечении года с момента перехода во владение 300 тысяч, то есть 1мухаррама следующего года, он должен выплатить с них закят в 2.5%, что составляет 7500 рублей. Далее в течение пяти месяцев в конце каждого месяца он должен выплачивать с каждых ста тысяч по два с половиной процента, то есть 2500р.
Однако, несмотря на то, что каждая полученная после достижения нисаба сумма имеет отдельный отчет года, можно выплатить закят со всех сбережений, которые имеются на день выплаты закята с первой суммы, единовременно. То есть 1 числа месяца мухаррам по истечении года для основной суммы в размере 300 тысяч выплачивается закят от всей суммы, накопившейся в течение пяти месяцев, то есть от 800 тысяч рублей. В таком случае закят от 300 тысяч в размере 7500 рублей будет рассматриваться выплаченным своевременно по истечении года, а от остальной суммы, то есть от 500 тысяч, накопившейся в течение последующих пяти месяцев, закят будет рассматриваться выплаченным преждевременно, так как срок выплаты закята для каждых ста тысяч из этой суммы индивидуален и наступает только по истечении года.
Подробнее о преждевременном зякате можно прочитать в фетве №783.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج: (ولا يضم المملوك بشراء أو غيره في الحول)؛ لأنه لم يتم له حول والنتاج إنما خرج عنه للنص عليه، وخرج بفي الحول النصاب فيضم فيه لبلوغه به احتمال المواساة فإذا اشترى غرة المحرم ثلاثين بقرة وعشرة أخرى أول رجب فعليه في الثلاثين تبيع عن محرم وللعشرة ربع مسنة عند رجب ثم عليه بعد ذلك في باقي الأحوال ثلاثة أرباع مسنة عند محرم، وربعها عند رجب وهكذا، ومن ثم لو طرأت الخلطة على الانفراد لزم للسنة الأولى زكاة الانفراد، ولما بعدها زكاة الخلطة... (وشرط زكاة النقد الحول) كما في المواشي نعم لو ملك نقدا نصابا ستة أشهر ثم أقرضه لآخر لم ينقطع الحول كما مر فإذا كان موسرا أو عاد إليه زكاه عند تمام الستة الأشهر الثانية كما قاله الشيخ أبو حامد وجعله أصلا مقيسا عليه وذكره الرافعي أثناء تعليل واعتمده البلقيني وغيره...(شرط زكاة التجارة الحول والنصاب) كغيرها نعم النصاب هنا إنما يكون ...(وفي قول بجميعه) كالمواشي.
____
См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 3, с. 233-282.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527