ЗАКЯТ ФЕРМЕРА

Вопрос: 
Я занимаюсь животноводством. Покупаю не менее 50 бычков, откармливаю (корм и сено тоже покупаю), потом продаю. Как я должен отсчитать закят: как с торговли или с поголовья, и когда завершается закятный год?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

Закят в таком случае выплачивается как с торговли. Если стоимость голов равна стоимости 85 гр чистого золота, то надо выплатить 2,5% от их общей стоимости в день обязательства выплаты закята. Закят, который высчитывается с количества голов, в данном случае, на хозяина не возлагается.

Если бычки куплены с целью перепродажи на сумму, равную или превышающую 85гр чистого золота, то отчет года начинается с того дня, когда деньги владельца достигнут этого порога (нисаба). Например, 1-го Раджаба деньги достигли нисаба, и хозяин купил на них бычков 1-го Рамадана. Закят с бычков он должен выплатить 1-го Раджаба следующего года. Если у него есть другие денежные сбережения, их тоже нужно включать в закят.

Если животные были куплены на сумму, которая не достигает нисаба, но к концу года они подросли и их стоимость достигла нисаба, выплатить закят нужно ровно через год с момента их приобретения. Согласно приведенному выше примеру, выплата производится 1-го Рамадана.

Стоимость кормов, сена, лекарства для животных, имеющихся к моменту выплаты закята, считать не нужно.

Примечание:

Если на сумму, которая достигает нисаба, человек купил сначала корм, и у него остались деньги меньше размера нисаба, а потом на них он купил бычков, то отчет закятного года начинается со дня их покупки. Если сначала были куплены бычки, а потом корм, то закятный год начинается с того дня, когда деньги достигли нисаба.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: (وواجبها) أي التجارة أي مالها (ربع عشر القيمة) اتفاقا في ربع العشر كالنقد...(و) الشرط الثاني (كونها سائمة) بفعل المالك أو وكيله أو وليه أو الحاكم لغيبته مثلا لما يأتي أنه لا زكاة في سائمة بنفسها..(فإن علفت معظم الحول)..(فلا زكاة)..(وإلا) تعلف معظمه كأن كانت تسام نهارا وتعلف ليلا (فالأصح) أنها (إن علفت قدرا تعيش بدونه بلا ضرر بين)..(وجب)..(وإلا) تعش أصلا أو مع ضرر بين بدونه (فلا)... (وإذا ملكه) أي مال التجارة (بنقد) أي بعين ذهب أو فضة ولو غير مضروب (نصاب) أو دونه وبملكه باقيه كأن اشتراه بعين عشرين دينارا أو مائتي درهم أو بعين عشرة وبملكه عشرة أخرى. (فحوله من حين ملك) ذلك (النقد)... (أو) ملكه بعين نقد (دونه) أي النصاب وليس في ملكه باقيه (أو بعرض قنية) أي كحلي مباح (ف) حوله (من الشراء) ؛ لأن ما ملكه به لم يكن له حول حتى يبني عليه...وتقدم أيضا أن التجارة تقليب المال بالتصرف فيه بنحو البيع لطلب النماء فتبين بذلك أن البزر المشترى بنية أن يزرع ثم يتجر بما ينبت ويحصل منه كبزر البقم لا يكون عرض تجارة لا هو ولا ما نبت منه...
__________
См:. Тухфат аль-мухтадж, т. 3, с. 299.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Вк: https://vk.com/public173383186
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .