Выплата закята с мёда

Вопрос: 
Нужно ли выплачивать закят с мёда, если пчелы дают его более ста кг в год?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Согласно достоверному мнению шафиитского мазхаба, мёд не относится к категории имущества, которое облагается закятом по своему происхождению (закят аль-айн). Следовательно, в основе своей мёд закятом не облагается. 

С мёда, так же, как и с других видов имущества, закят выплачивается, только если он является предметом торговли. Например, если человек купил определенное количество меда с намерением вести торговлю, то по истечении года по лунному календарю (354-355 дней) ему необходимо выплатить 2,5 % от его общей стоимости при условии, что в конце торгового года стоимость товара достигнет нисаба.

Также об обязательности закята с торгового имущества можно прочитать фетву № 885.

Примечание:

Кто хочет приблизиться ко Всевышнему Аллаhу посредством милостыни (садака), отдавая часть своей продукции бедным и нуждающимся людям, дверь благотворительности всегда открыта, и за это человек получит большое вознаграждение от Аллаhа. В благородном Коране сказано:

… وَمَا تُقَدِّمُواْ لِأَنفُسِكُم مِّنۡ خَيۡرٖ تَجِدُوهُ عِندَ ٱللَّهِ هُوَ خَيۡرٗا وَأَعۡظَمَ أَجۡرٗاۚ…

(смысл): «Какое бы добро вы ни приготовили для себя заранее, вы найдете его у Аллаhа в лучшем виде и с большой наградой» (Сура «Аль-Музаммиль», аят 20).

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة المجموع شرح المهذب: وأما العسل فالصحيح عندنا لا زكاة فيه مطلقاً، وبه قال مالك.[¹]
عبارة حاشية الترمسي: والأصل في وجوب زكاتها: قوله: يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَنْفِقُوا مِنْ طَيِّبَاتِ مَا كَسَبْتُمْ، قال مجاهد: (نزلت في التجارة) أي: في زكاتها. (تفسير مجاهد 1\116-117.) وما رواه الحاكم بإسنادين صحيحين على شرط الشيخين عن أبي ذر رضي الله عنه: أنه ﷺ قال: "في الإبل صدقتها، وفي الغنم صدقتها، وفي البز صدقته" سنن أبي داود. والبز بالزاي عند جميع الرواة: هو أمتعة البزاز..وليس فيه زكاة عين فصدقته زكاة التجارة... وقال الشيخ عميرة: ومن جهة القياس: أنه مال يبتغى فيه النماء فوجبت فيه الزكاة كالمواشي.[²]
عبارة فتح الباري: ليس في وجوب صدقة العسل حديث يثبت عن رسول الله صلى الله عليه وسلم، ولا إجماع على زكاة فيه.[³]
____
[¹] См.: Аль-маджму’ шарх аль-Мухаззаб, т. 5, с. 456.
[²] См.: Хашияат-Тармаси, т. 5, с. 206.
[³] См.: Фатх аль-Бари, т. 3, с. 348.
•————•✿❁✿•————•
© Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .