Выделение отдельного этажа для мечети в качестве вакфа

Вопрос: 
Можно ли выделить в качестве вакфа для мечети один из этажей многоэтажного дома, и является ли обязательным условием, чтобы земля, на которой построена мечеть, была вакуфной, чтобы иътикаф в ней считался действительным?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Владелец многоэтажного дома имеет право дать в качестве вакфа отдельный этаж, используя другие для своих нужд. Например, у человека есть трехэтажный дом, он может отдать в качестве вакфа для мечети первый этаж, оставив второй и третий этажи себе или наоборот, оставить первый этаж себе, а другие дать в качестве вакфа.

Если человек построил трехэтажный дом и выделил все три этажа для мечети в качестве вакфа, он не имеет права менять свое решение и взять обратно один или два этажа для своих нужд, так как с момента, как он выделил здание для мечети в качестве вакфа, он перестает быть хозяином этого здания.

Также допустимо построить здание на арендованном или находящемся в чей-то собственности участке и выделить для мечети в качестве вакфа отдельно постройку.

Для того чтобы иътикаф считался действительным, его необходимо соблюдать в мечети, то есть помещение, в котором соблюдается иътикаф, должен обладать статусом мечети, а статусом мечети обладает только то место, которое было выделено в качестве вакфа для мечети.

Примечание:

Для того чтобы иътикаф в мечети, построенной на арендованной или собственной земле, считался действительным, необходимо сделать намерение на вакф для напольного покрытия, так как земля, на которой построена мечеть, не вакуфная.

Также стоит отметить, что, если человек прикрепит ковер к полу и сделает намерение вакфа для ковра, данное место также принимает статус мечети, и в нем можно совершить иътикаф, и, следовательно, к нему применяются все положения, что и к мечети, как например, запрет пребывания в нем в состоянии осквернения и т. д.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: (في المسجد) إن كانت أرضه غير محتكرة؛ لأنه - صلى الله عليه وسلم - وأصحابه حتى نساءه لم يعتكفوا إلا فيه سواء سطحه وروشنه وإن كان كله في هواء شارع مثلا ورحبته المعدودة منه وإن خص بطائفة ليس منهم؛ لأن إثمه إن فرض لأمر خارج أما ما أرضه محتكرة فلا يصح فيه إلا إن بنى فيه مسطبة أو بلطه ووقف ذلك مسجدا لقولهم يصح وقف السفل دون العلو وعكسه والقياس على تسمير الخشب أنه لو سمر السجادة صح وقفها مسجدا وهو ظاهر ثم رأيت العناني في حاشيته على شرح التحرير لشيخ الإسلام قال وإذا سمر حصيرا أو فروة في أرض أو مسطبة ووقفها مسجدا صح ذلك وجرى عليهما أحكام المساجد ويصح الاعتكاف فيهما ويحرم على الجنب المكث فيهما وغير ذلك.
________________
См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 3, с. 465.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .