ВСЕ, ЧТО СВЯЗАНО С ‘АКИКОЙ

Вопрос: 
Расскажите, пожалуйста, подробно об ‘акике.

ОТВЕТ:

• После рождения ребёнка крайне желательно (сунна-муккада) закалывать животное, которое называется ‘акиком. Это выражение радости и благодарности Аллаху за Его милость.

• Доводом для этого является достоверный хадис Пророка, да благословит Его Аллах и приветствует: «Ребёнок связан залогом в виде ‘акика ...». Т. е. он не будет расти и развиваться, как те дети, за которых резали ‘акик. Имам Ахмад ибн Ханбаль говорит: “Ребенок, за которого не резали ‘акик, не будет заступаться (в день Великого Суда) за своих родителей”».

• ’Акик становится желательным только после того как родился ребёнок, даже если он после родов умрет. Также ‘акик желателен и за выкидыш на сроке беременности в 120 дней и более.

• Средства на ‘акик выделяет тот, кто должен обеспечивать этого ребёнка, например, отец, но ни в коем случае нельзя на ‘акик расходовать средства ребёнка.

• Желательность заколоть ‘акик распространяется на опекуна только в том случае, если у него есть материальная возможность — это сделать в течение максимального срока нифаса (т. е., 60 дней) с момента рождения ребёнка. Если же у опекуна в этот промежуток времени не было такой возможности, то для него это уже не будет желательным, т. е. он не получит за это вознаграждения как за ‘акик. Но если же он заколет ‘акик, то соблюдение традиции относительно ребенка считается.

• Если совершеннолетний человек знает, что за него в детстве не закалывали ‘акик, то ему желательно заколоть его самому.

• За мальчика желательно заколоть два барана или две овцы, хотя сунна будет считаться выполненной если заколоть и одного барана или одну овцу. За девочку желательно заколоть одного барана или одну овцу.

• Также можно на ‘акик определить 1/7 верблюда или верблюдицы, быка или коровы, буйвола или буйволицы, даже если остальное мясо (6/7) идёт не на ‘акик, а на продажу и т. д.
Но ценнее всего заколоть за мальчика и девочку по семь баранов или семь овец. Затем по ценности идёт верблюд или верблюдица, затем бык или корова, буйвол или буйволица, затем баран или овца, затем козел или коза, затем 1/7 часть верблюда или верблюдицы, затем 1/7 часть быка или коровы, буйвола или буйволицы.

• Что касается возраста, вида животного, отсутствия у него недостатков, метода намерения на заклание, раздачи мяса или оставления его себе, запрета продажи животного, предназначенного для ‘акика, то здесь все подобно процедуре жертвоприношения на Курбан. Но в отличие от него мясо ‘акика желательно раздавать в вареном виде.

• Ценным является отдать тому, кто принимал роды, правую ляжку этого животного в сыром виде.
Отправить вареное мясо ‘акика и бульон беднякам как милостыню ценнее, чем приглашать их домой и угощать им. Также ценнее заколоть ‘акик во время восхода солнца. Во время заклания желательно сказать: «Бисмилляh, ва Ллаhу акбар. Аллаhумма ляка ва иляйка. Аллаhумма hазиhи ‘акикату» и называем имя того, за кого закалывают ‘акик.

• Желательно при варке мяса ‘акик добавлять сладкое (мёд и т. д.), чтобы у ребёнка был покладистый, ровный, добрый, мягкий характер.
Также желательно при разделке и при употреблении мяса этого животного не ломать костей, а расчленять по суставам, как предзнаменование, что ребёнок будет здоровым.

Если сделать вышеупомянутое наоборот, т. е. вместо сладкого добавить кислое или поломать кости, то это не будет означать, что у ребёнка будет плохой характер или что он будет нездоровым.

• Желательно заколоть ‘акик на седьмой день. Если ребёнок родился днём, то отсчёт семи дней начинается со дня рождения, если ночью, то отсчёт начинается со следующего дня.

• Обязательно отдать хотя бы одному бедняку приблизительно 500 гр мяса и больше этого. Но недостаточно отдать шкурку, печень, внутренности, жир и т. д.

Остальное можно оставить себе, но самым ценным является раздать все, а себе оставить несколько кусочков для бараката. И ценнее оставить себе печень животного.

• Тот, кто заколол ‘акик, раздав обязательную часть, имеет право оставить остальное себе, мясо, шкурку и т. д. для употребления или может отдать как милостыню, подарить только мусульманам, но он не имеет права продавать от этого животного ничего, даже шкурку. Также нельзя шкуру или другую часть этого животного отдавать как оплату за заклание. Тот, кто получил это мясо, имеет право распоряжаться им как угодно, продать и т. д., даже тому, кто дал ему это мясо, но нельзя продавать или отдавать это мясо немусульманину.

АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة المنهاج مع تحفة المحتاج : والأصل فيها الخبر الصحيح {الغلام مرتهن بعقيقته} أي فمع تركها لا ينمو نمو أمثاله قال أحمد رضي الله عنه أو لا يشفع لأبويه.
‎...(يسن) سنة مؤكدة (أن يعق عن) الولد بعد تمام انفصاله وإن مات بعده على المعتمد في المجموع ...والعاق هو من تلزمه نفقته ... من مال نفسه لا الولد بشرط يسار العاق أي بأن يكون ممن تلزمه زكاة الفطر فيما يظهر قبل مضي مدة أكثر النفاس وإلا لم تشرع له وفي مشروعيتها للولد حينئذ بعد بلوغه احتمالان في شرح العباب وأن ظاهر إطلاقهم سنها لمن لم يعق عنه بعد بلوغه الأول لأنه حينئذ مستقل فلا ينتفي الندب في حقه بانتفائه في حق أصله.
‎...والأفضل أن يعق عن (غلام) أي ذكر (بشاتين) ويسن تساويهما ( و ) يسن أن يعق عن (جارية) أي أنثى ...(بشاة) ...وتجزئ شاة أو شرك من إبل أو بقر عن الذكر ... فالأفضل هنا نظير ما مر من سبع شياه ثم الإبل ثم البقر ثم الضأن ثم المعز ثم شرك في بدنة ثم بقرة.
‎(وسنها) وجنسها (وسلامتها) عن العيوب والنية (والأكل والتصدق) والإهداء والادخار وقدر المأكول وامتناع نحو البيع وغير ذلك مما مر ( كالأضحية ) لأنها شبيهة بها في الندب . ( و ) ... (يسن طبخها).

‎...الأفضل إعطاء رجلها أي إلى أصل الفخذ فيما يظهر والأفضل اليمين كما هو ظاهر أيضا للقابلة نيئة ... وإرسالها مع مرقها على وجه التصدق للفقراء أفضل من دعائهم إليها والأفضل ذبحها عند طلوع الشمس وأن يقول عند ذبحها بسم الله والله أكبر اللهم لك وإليك اللهم هذه عقيقة فلان لخبر البيهقي  به وأن يطبخها بحلو تفاؤلا بحلاوة أخلاق الولد ( ولا يكسر عظم ) تفاؤلا بسلامة أعضاء المولود فإن فعل لم يكره لكنه خلاف الأولى.
‎...(وأن تذبح يوم سابع ولادته) فيحسب يومها ... ولا تحسب الليلة بل اليوم الذي يليها.

‎(والأصح وجوب تصدق) أي إعطاء ولو من غير لفظ مملك ...ولو على فقير واحد (ببعضها) مما ينطلق عليه الاسم ... ولا يجزئ ما لا يسمى لحما ... ومنه جلد ونحو كبد وكرش ... وتردد البلقيني  في الشحم وقياس ذلك أنه لا يجزئ وللفقير التصرف فيه ببيع وغيره أي لمسلم كما علم مما مر ... (والأفضل) أن يتصدق ( بكلها ) لأنه أقرب للتقوى ( إلا لقما يتبرك بأكلها ) للآية والاتباع ومنه يؤخذ أن الأفضل الكبد.

‎عبارة الشرواني: (قوله: بغير التافه جدا) أي فلا بد أن يكون له وقع في الجملة كرطل ا هـ ع ش.
‎(قوله: ببيع) أي ولو للمضحي كما هو ظاهر وقوله: وغيره أي كهبة ولو للمضحي كما هو ظاهر وقوله: أي لمسلم أي فلا يجوز نحو بيعه لكافر ا هـ . سم  أقول  وقوة كلامهم تفيد أنه لا يجوز للفقير نحو بيع نحو جلدها للكافر أيضا فليراجع.[¹]

‎عبارة فتوى لابن حجر الهيتمي: وسئل ـ رضى الله تعالى عنه ـ هل تستحب العقيقة عن السقط مطلقاً أو يفرق بين من ظهرت فيه أمارة التخلق من تخطيط وغيره؟. فأجاب نفع الله تبارك وتعالى بعلومه المسلمين: بأن العقيقة إنما تسن عن سقط نفخت فيه الروح كما جريت عليه في شرحي الإرشاد والعباب تبعاً للزركشي.[²]
___
[¹] См.: Минхадж и Тухфат аль-Мухтадж (с субкомментариями имама аш-Ширвани), т. 9, с. 365-370
[²] См.: аль-Фатава аль-Кубра, т. 4, с. 240

•————•✿❁✿•————•

©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

 

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .