ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ВОЗВРАТ УТЕРЯННОЙ ВЕЩИ

Вопрос: 
Можно ли устанавливать вознаграждение за помощь в возврате потерянной вещи?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мух’аммаду!

Из дозволенных сделок считается установление определенной платы за услугу, осуществление которой требует приложения каких-либо усилий. Данная сделка содержит в себе следующие аспекты:

1) устанавливающий вознаграждение (необязательно, чтобы им был хозяин потерянной вещи или имущества);

2) тот, кому установили вознаграждение;

3) работа, требующая определенных усилий;

4) объявление вознаграждения в устной форме.

Условием является, чтобы тот, кто объявляет об этом, действовал по своей воле и имел полномочия распоряжаться своим имуществом. Также необходимо, чтобы человек, который хочет получить вознаграждение, имел точную информацию о его объявлении и то, что он попадает под категорию тех, на кого распространяется объявление. 

Что касается таких составляющих, как предмет вознаграждения, то необходимо, чтобы он имел ценность и определённость (то есть, если вознаграждение объявлено в денежном эквиваленте, нужно указать сумму), а услуга, за которую объявлено вознаграждение, представляющей какое-то усилие.

А что касается самого объявления, то нельзя, чтобы оно имело какое-то ограничение во времени. То есть, не было объявлено в следующей форме: «Тот, кто вернет мою утерянную вещь в течение двух дней, получит такое-то вознаграждение...».

Примечание:

Часто люди, нашедшие утерянную вещь, сами требуют вознаграждения, прежде чем хозяин объявит о нем. В этом случае  нашедший потерю обязан вернуть его  без требования вознаграждения. 

Нашедший и подобравший утерянное, за которое  вознаграждение не объявлено заранее, несёт за неё ответственность, и ему необходимо определиться, как он намерен поступить с этой находкой.

Подробнее с каноническим заключением о находке вы можете ознакомиться в нашей фетве под номером №395.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة منهاج الطالبين:هي كقوله من رد آبقي فله كذا ويشترط صيغه تدل على العمل بعوض ملتزم فلو عمل بلا إذن أو أذن لشخص فعمل غيره فلا شيء له ولو قال أجنبي من رد عبد زيد فله كذا استحقه الراد على الأجنبي... ولا يشترط قبول العامل وإن عينيه وتصح على عمل مجهول وكذا معلوم في الأصح ويشترط كون الجعل معلوما ويصدق المالك إذا أنكر شرط الجعل أو سعيه في رده فإن اختلفا في قدر الجعل تحالفا.[¹]

عبارة مغني المحتاج إلى معرفة معاني ألفاظ المنهاج: (و) لا يشترط في الجاعل كونه مالكا، وحينئذ (لو قال أجنبي) ليس من عادته الاستهزاء والخلاعة كما بحثه الزركشي (من رد عبد زيد فله كذا استحقه الراد على الأجنبي) لأنه التزمه وليس الجعل عوض تمليك، وبهذا خالف الثمن في البيع حيث لا يجوز إلا ممن يقع الملك له. (وإن قال) الأجنبي (قال زيد من رد عبدي فله كذا وكان) الأجنبي (كاذبا لم يستحق) العامل (عليه) أي الأجنبي لعدم التزامه (ولا على زيد) إن كذب القائل وإن صدقه استحق العامل على زيد إن كان القائل ثقة وإلا فهو كما لو رد عبد زيد غير عالم إذنه والتزامه فلا شيء له على زيد وإن صدقه كما في أصل الروضة، فإن أنكر المالك الخبر لم تقبل شهادة القائل الثقة عليه؛ لأنه متهم في ترويج قوله (ولا يشترط قبول العامل) لفظا (وإن عينه) الجاعل.[²]
_______
[¹] См.: Минхадж ат-талибин, с. 187.
[²] См.: Мугни аль-мухтадж, т. 3, с. 618.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инста: https://instagram.com/fatavadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .