Утаивание шариатских знаний

Вопрос: 
Насколько греховно утаивание шариатских знаний?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Шариатские законы призваны направлять человечество, выводить людей из невежества к знаниям, направлять заблудших и призывать людей к Аллаhу. Следовательно, утаивание шариатских знаний и отказ от их доведения до людей является невыполнением основополагающих задач Ислама, за которое в многочисленных аятах Корана обещано наказание. 

Всевышний Аллаh в Коране говорит:

{وَ إِذْ أَخَذَ اللهُ مِيثٰقَ الّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَابَ لَتُبَيِّنُنَّهُ لِلنَّاسِ وَلاَ تَكْتُمُونَهُ…}

(смысл): «Аллаh взял завет с тех, кому было даровано Писание: «Вы обязательно будете разъяснять его людям и не будете скрывать его» (сура «Аль-Имран», аят 187).

Поэтому Аллаh упомянул недоброжелателя, который скрывает то, что нужно людям, особенно вопросы религии, и обещал болезненное наказание для всех, кто скрывает аяты Корана или положения шариата, потому что их утаивание – большой грех, и тот, кто совершает этот грех, заслуживает проклятия и отлучения от милости Аллаhа.

Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, сказал: «Передайте от меня хоть один аят» (Бухари).

В другом хадисе сказано: «На того, кого спрашивают о знаниях, а он скрывает их,  надевают в Судный день огненное уздечко» (Тирмизи, Абу-Давуд).

Другим доводом о запрете скрывать шариатские знания служит аят из Корана:

﴿إِنَّ الَّذينَ يَكتُمونَ ما أَنزَلنا مِنَ البَيِّنٰتِ وَالهُدىٰ مِن بَعدِ ما بَيَّنّٰهُ لِلنّاسِ فِى الكِتٰبِ أُولٰئِكَ يَلعَنُهُمُ اللَّهُ وَيَلعَنُهُمُ اللّٰعِنونَ﴾. ﴿إِلَّا الَّذينَ تابوا وَأَصلَحوا وَبَيَّنوا فَأُولٰئِكَ أَتوبُ عَلَيهِم وَأَنَا التَّوّابُ الرَّحيمُ﴾.
 
(смысл): «Поистине тех, кто скрывает ниспосланные Нами доказательства и правильный путь после того, как Мы раскрыли (все) это для людей в Книге, проклинает Аллаh и их проклянут проклинающие. Исключением будут только те, кто раскаялся, исправился и начал раскрывать (истину). Я приму их покаяние, ведь Я - Принимающий покаяние, Милующий». (сура «Аль-Бакара», аят 159:160).

Благородные аяты хоть и были ниспосланы в отношении народа Писания, ученых иудеев и христиан, которые скрывали качества Пророка ﷺ но они касаются всех, кто скрывает шариатские знания.

Великий толкователь (муфассир) Корана Абу-хайан сказал: «Более достоверным мнением является, что аят охватывает всех, кто скрывает знания, которые нужно распространять среди людей, и это разъяснено в словах Посланника Аллаhа ﷺ: «На того, кого спросят о знаниях, а он скрывает их, надевают в Судный день огненное уздечко».

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تفسير ابن كثير: ﴿إن الذين يكتمون ما أنزلنا من البينات والهدى من بعد ما بيناه للناس في الكتاب أولئك يلعنهم الله ويلعنهم اللاعنون (١٥٩) إلا الذين تابوا وأصلحوا وبينوا فأولئك أتوب عليهم وأنا التواب الرحيم﴾ (١٦٠). هذا وعيد شديد لمن كتم ما جاءت به الرسل من الدلالات البينة على المقاصد الصحيحة والهدى النافع للقلوب، من بعد ما بينه الله -تعالى -لعباده في كتبه، التي أنزلها على رسله.[¹]

عبارة مفاتيح الغيب :ولا شك أن كتمان الدين يناسبه استحقاق اللعن من الله تعالى، وإذا كان هذا الوصف علة لهذا الحكم وجب عموم هذا الحكم عند عموم الوصف. وثالثها: أن جماعة من الصحابة حملوا هذا اللفظ على العموم، وعن عائشة رضي الله عنها أنها قالت: من زعم أن محمدا ﷺ كتم شيئا من الوحي فقد أعظم الفرية على الله. هذه الآية تدل على أن ما يتصل بالدين ويحتاج إليه المكلف لا يجوز أن يكتم، ومن كتمه فقد عظمت خطيئته، ونظيره هذه الآية قوله تعالى: {وإذ أخذ الله ميثاق الذين أوتوا الكتاب لتبيننه للناس ولا تكتمونه} [آل عمران ١٨٧] وقريب منهما قوله تعالى: {إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنْزَلَ اللهُ مِنَ الْكِتَابِ وَيَشْتَرُونَ بِهِ ثَمَناً قَلِيلاً} [البقرة ١٧٤] فهذه الآية كلها موجبة لإظهار علوم الدين تنبيها للناس وزاجرة عن كتمانها، ونظيرها في بيان العلم وإن لم يكن فيها ذكر الوعيد لكاتمه قوله تعالى: {فَلَوْلَا نَفَرَ مِنْ كُلِّ فِرْقَةٍ مِنْهُمْ طَائِفَةٌ لِيَتَفَقَّهُوا فِي الدِّينِ وَلِيُنْذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونْ} [التوبة ١٢٢].[²]

عبارة البحر المحيط: والأولى والأظهر: عموم الآية في الكاتمين، وفي الناس، وفي الكتاب وإن نزلت على سبب خاص، فهي تتناول كل من كتم علما من دين الله يحتاج إلى بثه ونشره، وذلك مفسر في قوله ﷺ: «من سئل عن علم فكتمه ألجم يوم القيامة بلجام من نار»، وذلك إذا كان لا يخاف على نفسه في بثه. وقد فهم الصحابة من هذه الآية العموم، وهم العرب الفصح المرجوع إليهم في فهم القرآن.[³]
______
[¹] См.: Тафсир ибн Касир, т.  1, с. 372.
[²] См.: Тафсир Мафатих аль-гайб, т. 4, с 140.
[³] См.: Тафсир аль-Бахр аль-мухит, т. 2, с. 69.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .