Условия обложения торгового имущества закятом

Вопрос: 
При каких условиях торговое имущество облагается закятом?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Торговое имущество облагается закятом при следующих условиях:

- если торговое имущество не относится к категории имущества, с которого выплачивается закятуль-айн (скот, плоды и зерновые культуры, золото и серебро, рудники и клады);

- наличие намерения вести торговлю с момента первой сделки;

- товар должен быть получен в результате торга и обмена, а не в наследство, в подарок и т.д.

- если товар в течение торгового года не был обналичен, а вырученная сумма не достигла нисаба. То есть если в течение года хозяин обналичил товар, а вырученная сумма не достигла нисаба, то с момента обналичивания торговый год прекращается, если только нет других денег, в сумме с которыми вырученные с продажи товара деньги достигают нисаба.

- отсутствие намерения в течение торгового года прекратить торговлю и оставить товар себе. Если такое намерение будет в течение года на всё или часть имущества, то торговый год прекращается в отношении той части имущества, которую он решил вывести из оборота;

- достижение торгового имущества нисаба в конце торгового года;

- истечение лунного года (354-355 дней) с момента приобретения первого товара, если он приобретался на сумму, не достигшую нисаба. А если товар был приобретён на сумму, равную нисабу или превышающую её, торговый год начинается с момента перехода этой суммы во владение хозяина.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة المنهج القويم مع حاشية الترمسي: وشروطها..العروض التي لا تجب الزكاة في عينها لولا التجارة..نية التجارة..اقتران النية المذكورة..بالتملك؛ أي: بأول عقده..أن يكون التملك بمعاوضة..محضة..ألا ينض مال التجارة حال كونه ناقصا عن النصاب بنقده الذي يقوم به في أثناء الحول..ألا يقصد القنية بمال التجارة في أثناء الحول..و لا يشترط كونه؛ أي: مال التجارة..يبلغ نصابا إلا في آخر الحول.[¹]
عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: (وإذا ملكه) أي مال التجارة (بنقد) أي بعين ذهب أو فضة ولو غير مضروب (نصاب) أو دونه وبملكه باقيه كأن اشتراه بعين عشرين دينارا أو مائتي درهم أو بعين عشرة وبملكه عشرة أخرى. (فحوله من حين ملك) ذلك (النقد) فيبني حول التجارة على حوله لاشتراكهما في قدر الواجب وجنسه كما يبني حول الدين على حول العين وبالعكس من النقد بخلاف ما لو اشتراه بنقد في الذمة ثم تقدما عنده فيه فإنه لا يبني عليه؛ لأن صرفه إلى هذه الجهة لم يتعين بخلافه فيما إذا اشترى بعينه فيتعين ابتداء حوله من الشراء كما في قوله (أو) ملكه بعين نقد (دونه) أي النصاب وليس في ملكه باقيه (أو بعرض قنية) أي كحلي مباح (ف) حوله (من الشراء)؛ لأن ما ملكه به لم يكن له حول حتى يبني عليه.[²]
___
[¹] См.: Манхадж аль-кавим (с Хашия ат-Тармаси), т. 5, с. 209-235.
[²] См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 3, с. 298.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .