Упоминание имени усопшего в намерении для заупокойной молитвы

Вопрос: 
Нужно ли упоминать имя усопшего при совершении намерения заупокойной молитвы?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

При совершении заупокойной молитвы упоминать в намерении имя покойного необязательно: достаточно иметь намерение совершить заупокойную молитву над этим усопшим или над тем, за кем совершает намаз имам и т.п. Это в случае, когда при совершении намаза перед молящимися лежит тело покойного.

А если при намазе тело покойного отсутствует, то относительно этого среди ученых есть разногласие, и по более аргументированному мнению человек не обязан указывать в намерении имя усопшего, как и в предыдущем случае.

Однако если совершающий намаз упомянет в намерении имя усопшего, но окажется, что его звали не так, например, человек сделал намерение совершить намаз за Умаром, потом выяснилось, что его звали Усман, то намаз недействителен при условии, что он вместе с этим не указал в намерении о совершении намаза именно за этим усопшим или за тем, за кем совершает намаз имам. А если он в намерении неправильно назвал имя, но при этом подчеркнул, что совершает намаз конкретно над этим усопшим Умаром, или за тем Умаром, за кем совершает намаз имам, но он оказался Усманом, молитва считается действительной.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: (ولا يجب تعيين الميت) ولا معرفته بل يكفي أدنى مميز كعلى هذا أو من صلى عليه الإمام واستثناء جمع الغائب فلا بد من تعيينه بالقلب أي باسمه ونسبه وإلا كان استثناؤهم فاسدا يرده تصريح البغوي الذي جزم به الأنوار وغيره بأنه يكفي فيه أن يقول على من صلى عليه الإمام وإن لم يعرفه ويؤيده بل يصرح به قول جمع واعتمده في المجموع وتبعه أكثر المتأخرين بأنه لو صلى على من مات اليوم في أقطار الأرض ممن تصح الصلاة عليه جاز بل ندب قال في المجموع لأن معرفة أعيان الموتى وعددهم ليست شرطا ومن ثم عبر الزركشي بقوله وإن لم يعرف عددهم ولا أشخاصهم ولا أسماءهم فالوجه أنه لا فرق بينه وبين الحاضر وأفاد قولنا مميز أنه يكفي في الجمع قصدهم - وإن لم يعرف عددهم كما يأتي - لا بعضهم وإن صلى ثانيا على البعض الباقي لوجود الإبهام المطلق في كل من البعضين. (فإن عين) الميت (وأخطأ) كما إذا نوى الصلاة على زيد فبان عمرا (بطلت) صلاته أي لم تنعقد كما بأصله ما لم يشر إليه نظير ما مر في الإمام
__________________
См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 3, с. 133.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .