ТАРАВИХ-НАМАЗ

Вопрос: 
Достоверно ли, что Пророк ﷺ совершал таравих-намаз в 20 ракаатов?

ОТВЕТ:

• Нижесказанное свидетельствует о достоверности того, что Посланник Аллаха, да благословит Его Аллах и приветствует, совершал таравих-намаз и побуждал к этому других, но количество ракаатов этого намаза не установлено достоверными хадисами. 

• В нашем (шафиитском) мазхабе принято совершать этот намаз в 20 ракаатов, как делал это  Умар (да будет доволен им Аллах) и другие сподвижники р.а.

• Минимальным количеством таравих-намаза является 2 ракаата, а максимальным 20 ракаатов, но людям, находящимся в Медине, можно совершить 36 ракаатов максимально.

АРГУМЕНТАЦИЯ;

Ибн Хажар аль Хайтами в своей книге «Аль-фатава аль-кубра» (т. 1, с. 194) пишет:

لم يصح أن النبي صلى الله عليه وسلم صلى التراويح عشرين ركعة ، وما ورد أنه كان يصلي عشرين ركعة فهو شديد الضعف.

«Достоверно не передано, что Пророк ﷺ совершал таравих-намаз в 20 ракаатов, а предание, имеющееся об этом, очень слабое».

Имам ас-Суюти в своей книге «Аль-Хави лиль Фатава» (с. 415) пишет:

الذي وردت به الأحاديث الصحيحة والحسان والضعيفة الأمر بقيام رمضان ، والترغيب فيه من غير تخصيص بعدد.

«В достоверных, хороших и слабых хадисах передается лишь веление (в желательной форме) и побуждение совершать таравих-намаз, однако количество ракаатов не конкретизируется».

وقال  السبكي  في شرح المنهاج: ... ومذهبنا أن التراويح عشرون ركعة ; لما روى البيهقي  وغيره بالإسناد الصحيح عن السائب بن يزيد الصحابي رضي الله عنه قال : كنا نقوم على عهد  عمر  رضي الله عنه بعشرين ركعة والوتر ، هكذا ذكره المصنف واستدل به .

Далее имам Суюти говорит:
«... ас-Субки в своих комментариях к книге «Аль-минхаж» сказал:

„Наше мнение (мнение шафиитов) такое, что таравих-намаз–это 20 ракаатов, так как аль-Байхаки и другие достоверно передали от сподвижника ас-Саиба ибн Язида (да будет доволен им Аллах) что он сказал: „Мы во время сподвижника Умара (да будет доволен им Аллах) совершали таравих-намаз в 20 ракаатов и витр-намаз”. Так сказал это ан-Навави, и в качестве довода он приводит это предание от ас-Саиба ибн Язида (да будет доволен им Аллах)” ».

لكن في الموطأ وفي مصنف سعيد بن منصور  بسند في غاية الصحة عن السائب بن يزيد  : إحدى عشرة ركعة

«Но имам Малик в книге «Муватта’» и Саид ибн Мансур в своей книге «Мусаннаф» вышеупомянутое приводят от того же ас-Саиба ибн Язид по очень достоверной цепочке, однако  с упоминанием 11 ракаатов (8 ракаатов таравих-намаза и 3 ракаата витру)».

Имам Аш-Ширвани, комментируя слова  ибн Хажара аль-Хайтами «...также если совершить часть таравих- намазов», говорит следующее:

 (ﻗﻮﻟﻪ: ﻭﻛﺬا ﻣﻦ ﺃﺗﻰ ﺑﺒﻌﺾ اﻟﺘﺮاﻭﻳﺢ) ﺃﻱ ﻛﺎﻻﻗﺘﺼﺎﺭ ﻋﻠﻰ اﻟﺜﻤﺎﻧﻴﺔ ﻓﻴﺜﺎﺏ ﻋﻠﻴﻬﻢ ﺛﻮاﺏ ﻛﻮﻧﻬﺎ ﻣﻦ اﻟﺘﺮاﻭﻳﺢ.

«Если человек, совершая таравих-намаз, ограничится, например, 8 ракаатами (или 2  ракаатами), то он получит за эти намазы вознаграждение,  как за таравих-намаз (а не как за обычный суннат-намаз)». 

    •┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•

©️ Отдел фетв, Муфтият РД
↘️Почта: [email protected]  
↘️Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстограм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .