Ответ:
Согласно тому, что написал Ибну Хаджар аль-Хайтамий в своей книге "Тухфат уль-Мухтаж", и тем комментариям к этому, которые дал Абдул-Хамид аш-Ширваний:
عبارة تحفة المحتاج:
ﺃﻣﺎ ﻧﺎﺱ ﻭﺟﺎﻫﻞ ﻋﺬﺭ ﻟﻘﺮﺏ ﺇﺳﻼﻣﻪ ﺃﻭ ﺑﻌﺪﻩ ﻋﻦ ﻋﺎﻟﻤﻲ ﺫﻟﻚ ﻭﻣﻜﺮﻩ ﻓﻼ ﻳﻔﻄﺮﻭﻥ ﺑﺬﻟﻚ ﻭﻛﺬا ﻛﻞ ﻣﻔﻄﺮ ﻣﻤﺎ ﻳﺄﺗﻲ اه.
عبارة عبد الحميد الشرواني:
(ﻗﻮﻟﻪ ﺃﻣﺎ ﻧﺎﺱ ﺇﻟﺦ) ﺃﻱ ﻟﻤﺎ ﺫﻛﺮ ﻣﻦ اﻟﺠﻤﺎﻉ ﻭاﻻﺳﺘﻘﺎءﺓ ﻋ ﺷ.
(ﻗﻮﻟﻪ ﻟﻘﺮﺏ ﺇﺳﻼﻣﻪ ﺇﻟﺦ) ﻭﻣﺎﻝ ﻓﻲ اﻟﺒﺤﺮ ﺇﻟﻰ ﺃﻥ اﻟﺠﺎﻫﻞ ﻳﻌﺬﺭ ﻣﻄﻠﻘﺎ ﻭاﻟﻤﻌﺘﻤﺪ ﺧﻼﻓﻪ ﻛﻤﺎ ﻗﻴﺪﻩ اﻟﻘﺎﺿﻲ ﺣﺴﻴﻦ ﺑﻤﺎ ﺫﻛﺮ ﻣﻐﻨﻲ ﻭﻧﻬﺎﻳﺔ
(ﻗﻮﻟﻪ ﻋﻦ ﻋﺎﻟﻤﻲ ﺫﻟﻚ) ﺃﻱ ﺣﻜﻢ ﻣﺎ ﺫﻛﺮ ﻣﻦ اﻟﺠﻤﺎﻉ ﻭاﻻﺳﺘﻘﺎءﺓ ﻭﺇﻥ ﻟﻢ ﻳﺤﺴﻦ ﻏﻴﺮﻩ ﻋ ﺷ.
(ﻗﻮﻟﻪ ﻭﻣﻜﺮﻩ) ﺃﻱ: ﻭﻟﻮ ﻋﻠﻰ اﻟﺰﻧﺎ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﻌﺘﻤﺪ ﺧﻼﻓﺎ ﻟﻤﻦ ﻗﺎﻝ ﺑﺎﻹﻓﻄﺎﺭ ﺣﻴﻨﺌﺬ؛ ﻷﻥ اﻟﺰﻧﺎ ﻻ ﻳﺒﺎﺡ ﺑﺎﻹﻛﺮاﻩ ﺣﻔﻨﻲ ﻭﺳﻠﻄﺎﻥ ﻭﻋﺰﻳﺰﻱ ﻟﻜﻦ ﻓﻲ ﻋ ﺷ ﻋﻠﻰ ﻣ ﺭ ﺧﻼﻓﻪ اﻩـ ﺑﺠﻴﺮﻣﻲ ﻋﺒﺎﺭﺓ ﻋ ﺷ ﻗﻮﻟﻪ ﻣ ﺭ ﻭﻣﻜﺮﻩ ﻇﺎﻫﺮﻩ ﻭﺇﻥ ﻛﺎﻥ اﻹﻛﺮاﻩ ﻋﻠﻰ اﻟﺰﻧﺎ ﻣﻊ ﺃﻥ اﻟﺰﻧﺎ ﻻ ﻳﺒﺎﺡ ﺑﺎﻹﻛﺮاﻩ ﻓﻠﻴﺘﺄﻣﻞ ﻫﻞ اﻷﻣﺮ ﻛﺬﻟﻚ؟
ﻭﺗﻌﻠﻴﻞ ﺷﺮﺡ اﻟﺮﻭﺽ ﻳﻘﺘﻀﻲ ﺃﻥ اﻷﻣﺮ ﻟﻴﺲ ﻛﺬﻟﻚ ﺃﻱ ﻓﻴﻔﻄﺮ ﺑﻪ ﻭﺳﻴﺄﺗﻲ ﻣﺎ ﻳﻮاﻓﻘﻪ ﻓﻠﻴﺮاﺟﻊ ﻭﻟﻴﺤﺮﺭ ﺳﻢ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﻨﻬﺞ اﻩـ ﻭﻣﺮ ﻋﻦ ﺷﻴﺨﻨﺎ اﻋﺘﻤﺎﺩ ﻋﺪﻡ اﻹﻓﻄﺎﺭ ﺑﺎﻟﻮﻁء ﻣﻜﺮﻫﺎ.
(ﻗﻮﻟﻪ ﻓﻼ ﻳﻔﻄﺮﻭﻥ ﺑﺬﻟﻚ) ﺃﻱ ﺑﺎﻻﺳﺘﻘﺎءﺓ ﺃﻭ ﺑﻤﺎ ﺫﻛﺮ ﻣﻨﻬﺎ ﻭﻣﻦ اﻟﺠﻤﺎﻉ ﻭﻟﻌﻞ اﻟﺤﻤﻞ ﻋﻠﻰ اﻟﺜﺎﻧﻲ ﺃﻭﻟﻰ ﻟﻌﺪﻡ ﺗﺒﻴﻴﻨﻪ ﻓﻲ اﻟﺠﻤﺎﻉ ﻣﺤﺘﺮﺯ اﻟﻘﻴﻮﺩ ﻭﻟﺘﺬﻛﻴﺮﻩ اﺳﻢ اﻹﺷﺎﺭﺓ ﺑﺼﺮﻱ ﻭاﻗﺘﺼﺮ ﻋ ﺷ ﻋﻠﻰ اﻟﺜﺎﻧﻲ ﻛﻤﺎ ﻣﺮ
(ﻗﻮﻟﻪ ﻭﻛﺬا ﻛﻞ ﻣﻔﻄﺮ ﺇﻟﺦ) ﺃﻱ: ﻓﻲ اﻟﺘﻘﻴﻴﺪ ﺑﺘﻠﻚ اﻟﻘﻴﻮﺩ ﻭﻋﺪﻡ اﻟﻔﻄﺮ ﻋﻨﺪ ﻋﺪﻡ ﻭاﺣﺪ ﻣﻨﻬﺎ ﻭﺗﻘﻴﻴﺪ ﻋﺬﺭ اﻟﺠﺎﻫﻞ ﺑﻤﺎ ﺫﻛﺮ اه.
Можно делать однозначный вывод, что пост нарушается при приеме еды и питья даже в мизерном количестве при следующих условиях:
1. Если постящийся знает и понимает, что еда и питье нарушают пост.
Но если кто-нибудь поел или попил, не зная, что этим нарушается пост, и при этом заслуживает прощения за своё незнание, то его пост не нарушается.
Из-за незнания пост не нарушается у двух категорий людей:
а) у новообращенного - человека, принявшего Ислам совсем недавно: с момента прихода в Ислам у него еще не было времени, достаточного для приобретения необходимых знаний об Исламе, например, если человек принял Ислам в месяце Рамазан и на следующий же день начал поститься, не ведая, что еда и питье нарушают пост - у такого новообращенного пост не нарушается;
б) у человека, проживающего в далекой местности, если ему недоступны те, кто знает, что еда и питье нарушают пост, и кто бы мог его этому учить. Например, если человек родился и живет где-то в ущелье далеких гор, и знает, что надо поститься, но не знает, что еда и питье нарушают пост, то у него пост не нарушается.
То есть люди этих обеих категорий не должны возмещать этот пост.
2. Если постящийся помнит, что соблюдает пост.
Соответственно, если кто принял пищу или питье, забыв, что соблюдает пост, то у него пост не нарушается.
3. Если постящийся принимает еду и питье осознанно и без принуждения.
Соответственно, если кому-то насильно налили в глотку воды или же кого-то заставили кушать, то у него в этом случае пост не нарушается. Это условие было особенно актуально во времена воинствующего атеизма при социализме. Те, которых заставляли пить воды в дневное время месяца Рамазан, не должны были возмещать этот пост. (Старшие рассказывают о подобных случаях, имевших место в советские времена).
Аллах знает лучше.
Отдел Фетв Муфтията РД