Судьба через призму цифр

Вопрос: 
Какова позиция Ислама по отношению к таким эзотерическим практикам, как нумерология (вера в мистические связи между числами и будущим или характером человека), геомантия (гадание на земле, основанное на толковании отметок на земле или рисунков, которые образуются в результате подбрасывания горсти земли, камешков или песчинок), хиромантия (гадания об индивидуальных особенностях человека, чертах его характера, пережитых им событиях и его грядущей судьбе по кожному рельефу ладоней), сюцай (эзотерическая концепция, согласно которой числа определяют нашу жизнь и существование всего, что нас окружает) и т.д.?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

С давних времен люди стремились к познанию тайного, сокровенного, прибегая для этого к различного рода методам, которые изобретались различными шарлатанами для введения людей в заблуждение, претендуя на знание сокровенного и предсказывая людям якобы их судьбу. Как правило подобные услуги предлагаются за внушительные суммы, а заплативший их не получает ничего, кроме гнева Аллаhа, более того, даже рискует впасть в неверие вследствие этого.

Каждый мусульманин обязан иметь убежденность в том, что сокровенным знанием обладает только Всевышний. Сокровенные знания сокрыты Всевышним от людей, и абсолютным знанием о сокровенном обладает только Аллаh. Об этом неоднократно упоминается в различных аятах Корана.

Смысл одного из таких аятов: «Он — Ведающий сокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме тех посланников, которыми Он доволен» [сура «Аль-Джинн»: 25]. 

Абсолютным знанием о сокровенном обладает только Всевышний, однако Он открывает какую-то часть знаний о сокровенном своим пророкам путем откровения, то есть всякое знание о сокровенном, подтвержденное шариатскими текстами никак не связано с гаданием или какими бы то ни было способами шарлатанства.

Следовательно, каждый, кто претендует на абсолютное знание о сокровенном или о том, что ему открывается сокровенное с помощью различных методов гадания,—  шарлатан, вводящий людей в заблуждение.

В хадисе, переданном от Ибн Масуда, передается, что пророк, мир ему и благословение, сказал: «Кто бы ни пришел к гадальщику, прорицателю или колдуну, спросил его о чем-то и поверил ему, тот этим самым  отверг то, с чем пришел Мухаммад (мир ему и благословение)». Из этого хадиса мы понимаем, что обратившийся к гадальщику выходит из Ислама, но при условии, что он поверил в то, что гадальщик обладает знанием о сокровенном. А если он такого убеждения не имеет, а думает, что гадальщик получил это знание от джиннов, которые в свою очередь подслушали ангелов, и таким образом передали гадальщику, то в этом случае, человек из веры не выходит, но, тем не менее, считается совершившим тягчайший грех.

В пользу несостоятельности и запретности подобных эзотерических и псевдонаучных проявлений можно привести и логический довод:

Первая предпосылка гласит: если бы эти гадания, якобы выявляющие сокровенное, имели какое-либо отношение к знанию будущего, то практикующих эти заблуждения не коснулось бы ничего плохого.

Вторая предпосылка: Но их эти беды коснулись. И они бессильны перед могуществом Аллаhа и никак не могут повлиять на события жизни, или предугадать их. 

Вывод: они не обладают никакими знаниями и не могут принести пользу и предотвратить зло.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة التفسير الوسيط: …{عَـٰلِمُ ٱلۡغَیۡبِ فَلَا یُظۡهِرُ عَلَىٰ غَیۡبِهِۦۤ أَحَدًا (26) إِلَّا مَنِ ٱرۡتَضَىٰ مِن رَّسُولࣲ فَإِنَّهُۥ یَسۡلُكُ مِنۢ بَیۡنِ یَدَیۡهِ وَمِنۡ خَلۡفِهِۦ رَصَدࣰا (27)} (سورة الجن).
وعُلِمَ من آيتى سورتى آل عمران والجن - أَنه سبحانه وتعالى - قد يُعْلِمُ بعضَ خواصِّ عباده - وهم الرسل - بعضَ الغيب... وأَما العَرَّافون الذين يدعون علم الغيب، كقول أَحدهم لمن يستخبره عن مستقبله: إنك ستكسب كذا، أَو تتزوج فلانة أَو نحو ذلك، فهو كافر كما قاله القرطبى. والمؤمنون منهيون عن إِتيان العرَّافين.[¹]
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ أَنَّهُ قَالَ: «مَنْ أَتَى عَرَّافًا أَوْ سَاحِرًا أَوْ كَاهِنًا فَسَأَلَهُ فَصَدَّقَهُ بِمَا يَقُولُ، فَقَدْ كَفَرَ بِمَا أُنْزِلَ عَلَى مُحَمَّدٍ ﷺ» رجاله ثقات. (مسند أبي يعلى الموصل).
قال ابن حجر الهيتمي في الزواجر إسناده جيد.
عبارة مغني المحتاج: وأَمَّا الْكِهَانَةُ وَالتَّنْجِيمُ وَالضَّرْبُ بِالرَّمْلِ وَالْحَصَى وَالشَّعِيرِ وَالشَّعْبَذَةُ فَحَرَامٌ تَعْلِيمًا وَتَعَلُّمًا وَفِعْلًا، وَكَذَا إعْطَاءُ الْعِوَضِ أَوْ أَخْذُهُ عَنْهَا بِالنَّصِّ الصَّحِيحِ فِي حُلْوَانِ الْكَاهِنِ، وَالْبَاقِي بِمَعْنَاهُ
٣٩٥/٥] ومثله في حاشية الشبراملسي ٤٠٠/٧  و الشرواني.[²]
عبارة الأشباه والنظائر للسيوطي: «العلوم تنقسم إلى ستة أقسام... الرابع: حرام كالفلسفة والشعوذة والتنجيم والرمل... ومن هذا القسم علم الحرف كما صرح به الذهبي.[³]
عبارة الفوائد المكية: والحاصل تحريم جميع العلوم الباطلة وضابطها كل علم يشتمل على عقيدة باطلة أو تخييل أو تدليس أو تصوير أو دعوى علم الغيب.[⁴]
عبارة فيض القدير للمناوي: من أتى عرافا أو كاهنا) وهو من يخبر عما يحدث أو عن شيء غائب أو عن طالع أحد بسعد أو نحس أو دولة أو محنة أو منحة (فصدقه بما يقول فقد كفر بما أنزل الله على محمد) من الكتاب والسنة وصرح بالعلم تجريدا وأفاد بقوله فصدقه أن الغرض إن سأله معتقدا صدقه فلو فعله استهزاء معتقدا كذبه فلا يلحقه الوعيد ثم إنه لا تعارض بين ذا الخبر وما قبله لأن المراد إن مصدق الكاهن إن اعتقد أنه يعلم الغيب كفر وإن اعتقد أن الجن تلقي إليه ما سمعته من الملائكة وأنه بإلهام فصدقه من هذه الجهة لا يكفر.[⁵]
___
[¹] См.: Ат-тафсир аль-васит, т. 3, с. 1255.
[²] См.: Мугни аль-мухтадж, т. 9, с. 62.
[³] См.: Аль-шбах ва ан-назаир, с. 416.
[⁴] См.: Аль-фаваид аль-Маккия, с. 66.
[⁵] См.: Файд аль-Кадир, т. 6, с. 23.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .