Справедливость между женами

Вопрос: 
Каково решение относительно соблюдения мужем справедливости в распределении ночей между женами и в других отношениях?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…,

Согласно шариату, муж не обязан проводить ночь с супругой, будь она одна или несколько. Однако если у кого-то есть больше одной жены и он хочет провести ночь с одной из жен, то он обязан для начала установить между ними очередность посредством жребия.

Если же он проведёт у одной из них одну или более ночей без согласия других жён, он впадает в грех и он обязан возместить количество проведенных у неё ночей с другими жёнами ради справедливости в установлении равенства между ними.

В качестве довода данному решению ученые приводят достоверный хадис Пророка  ﷺ «Тот, кто имел двух жен и проявил благосклонность к одной из них, в Судный день предстанет (перед Аллаhом) с волочащейся за ним половиной (тела)» (Абу Дауд, ат-Тирмизи и др.).

Проявление благосклонности к одной жене, согласно этому хадису, указывает на несправедливость в соблюдении таких обязательных супружеских прав, как равенство в проведении ночей, обеспечение и т.д.

Пророк ﷺ справедливо делил ночи между супругами, как об этом свидетельствует Его жена ‘Аиша (да будет доволен ею Аллаh), и Он обращался ко Всевышнему со словами: «О Аллаh! Это моя дележка (между женами), которой я владею, так не упрекай же меня за то, чем владеешь Ты и не владею я».

Примечание:

Так же, как и в делении ночей, равенство должно соблюдаться и в обязательном обеспечении. А что касается соблюдения равенства в супружеской близости и расходов сверх обязательного, то это является желательным.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: (ومن) له زوجات.. لا يلزمه أن يبيت عندهن.. نعم، إن (بات عند بعض نسوته) بقرعة أو دونها وإن أثم ..لأنه إنما جعل وجود المبيت بالفعل عند واحدة شرطا للزوم المبيت عند البقية. (..لزمه) فورا فيما يظهر هنا وفيما مر... أن يبيت (عند من بقي) منهن تسوية بينهن؛ للخبر الصحيح: "إذا كان عند الرجل امرأتان فلم يعدل بينهما ..جاء يوم القيامة وشقه مائل أو ساقط". وقد كان ﷺ على غاية من العدل في القسم. ..والأولى أن يسوي بينهن في سائر الاستمتاعات، ولا يجب؛ لتعلقها بالميل القهري، وكذا في التبرعات المالية فيما يظهر؛ خروجا من خلاف من أوجب التسوية فيها أيضا.[¹]
عبارة حاشية الشرواني: (وكذا في التبرعات) أي لا تجب التسوية فيها بل تسن.[²]
عن عائشة رضي الله عنها قالت: كان رسول الله ﷺ يقسم فيعدل، ويقول: اللهم؛ هذا قسمي فيما أملك، فلا تلمني فيما تملك ولا أملك. قال أبو داود: يعني: القلب.[³]

______
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 7, с. 898-899.
[²] См.: Хашия аш-ширвани, т. 7, с. 548.
[³] См.: Сунан Аби Давуд №2134, Сунан Ат-тирмизи №1172.

•————•✿❁✿•————•
©Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Вк: https://vk.com/public173383186
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .