Спор при обнаружении недостатка в товаре

Вопрос: 
Известно, что при обнаружении недостатка в купленном товаре, он подлежит возврату, а как быть в случае, если товар повредится у покупателя, а затем он обнаружит недостаток, который был в нем до покупки?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Если товар повредится в руках у покупателя, а покупатель после обнаружит в нем другой недостаток, бывший до покупки, он лишается права возврата из-за прежнего брака (хияр аль-айб), так как он купил товар с одним недостатком и не может возвращать его с двумя.

Учитывая, что покупатель не может вернуть товар, пользуясь правом возврата (хияр аль-айб), так как товар уже не находится в том состоянии, в каком был на момент покупки, продавец и покупатель могут прийти в добровольном порядке к одному из следующих соглашений, которые отвечают интересам обеих сторон:

- продавец принимает товар обратно без компенсации за недостаток, который появился в руках у покупателя.

- покупатель оставляет товар себе, несмотря на прежний недостаток.

- если продавец не согласится принимать товар обратно с новым недостатком без компенсации, покупатель компенсирует разницу в стоимости за новое повреждение и возвращает продавцу.

- если покупатель не согласится оставлять товар без компенсации за прежний недостаток, то продавец возмещает разницу за прежний недостаток, а товар остается покупателю.

Стороны имеют право прийти к одному из вышеупомянутых решений по обоюдному согласию, хотя шариатской силы оно не имеет, то, есть шариат не обязывает стороны принять одно из вышеупомянутых решений.

В случае разногласия между сторонами относительно вышеупомянутых решений шариат обязывает выполнить требование той стороны, которая хочет сохранить сделку.

Например: если покупатель потребует оставить товар себе, но при условии компенсации за прежний недостаток, то продавец обязан ответить его требованию. То есть в данном случае продавец не имеет права отказываться от данного решения и обязан оставить товар покупателю, компенсируя разницу в стоимости из-за прежнего недостатка.

В случае, когда покупатель захочет вернуть товар продавцу с компенсацией за новый недостаток, а продавец потребует оставить товар покупателю с компенсацией за прежний недостаток, выполняют требование продавца, так как в обоих случаях такой порядок решения спора сохраняет сделку.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة مغني المحتاج: (ولو حدث) بالمبيع (عنده) أي المشتري (عيب) بآفة أو غيرها لا بسبب وجد في يد البائع كما علم مما مر. ثم اطلع على عيب قديم (سقط الرد قهرا) أي الرد القهري؛ لأنه أخذه بعيب فلا يرده بعيبين والضرر لا يزال بالضرر. (ثم إن رضي به) أي: المبيع (البائع) معيبا (رده) عليه (المشتري) بلا أرش للحادث (أو قنع به) بلا أرش عن القديم؛ لأن المانع من الرد وهو ضرر البائع قد زال برضاه به ‎(وإلا) بأن لم يرض البائع به معيبا (فليضم المشتري أرش الحادث إلى المبيع ويرد أو يغرم البائع أرش القديم ولا يرد) المشتري؛ لأن كلا من ذلك فيه جمع بين المصلحتين ورعاية للجانبين (فإن اتفقا على أحدهما) في غير الربوي المبيع بجنسه (فذاك) ظاهر.‎(وإلا) أي: وإن بقي العيبان وتنازعا بأن طلب أحدهما الرد مع أرش الحادث والآخر الإمساك مع أرش القديم (فالأصح إجابة من طلب الإمساك).
_____
См.: Мугни аль-мухтадж, т. 2, с. 440.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .