ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Человек, совершающий коллективный намаз, обязан следовать за имамом, не опережая его. Следовательно, если ма'мум (совершающий намаз за имамом) будет совершать все рукну (поясной поклон, земной поклон и т.д) вместе с имамом не опережая его, намаз не портится. Однако это нежелательно, и этим самым человек лишает себя вознаграждения за коллективный намаз.
Исключением является вступительный такбир, то есть ма'мум произносит его только после произнесения его имамом. Если человек начал вступительный такбир до его полного завершения имамом или же сомневается, до завершения такбира имамом он произнес или нет, и не сразу вспомнил, что начинал после его завершения имамом, то намаз недействителен. Если же он сразу не вспомнит, то намаз недействителен. Однако, если он не сомневается, а предполагает, что начал вступительный такбир после завершения его имамом, намаз действителен.
Следует помнить, что следование за имамом в чтении "Аль-Фатихи" или других молитв не является обязательным, а только желательным.
Что касается на счёт случайного опережения имама то более подробно можете прочитать в фетве №28.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج: (فصل) في بعض شروط القدوة أيضا (تجب متابعة الإمام في أفعال الصلاة) .... (بأن) ...(يتأخر ابتداء فعله) أي المأموم (عن ابتدائه) أي فعل الإمام (ويتقدم) انتهاء فعل الإمام (على فراغه) أي المأموم (منه) أي من فعله (فإن قارنه) ... (لم يضر) لانتظام القدوة مع ذلك نعم تكره المقارنة وتفوت بها فيما وجدت فيه فضيلة الجماعة كما مر مبسوطا في فصل لا يتقدم على إمامه .... وخرج بالأفعال على الأول الأقوال، فإنها لا تجب المتابعة فيها بل تسن إلا تكبيرة الإحرام ... (إلا تكبيرة الإحرام) فتضر المقارنة فيها إذا نوى الاقتداء مع تحرمه ولو بأن شك هل قارنه فيها أو لا وكذا التقدم ببعضها على فراغه منها إذ لا تنعقد صلاته حتى يتأخر جميع تكبيرته عن جميع تكبيرة الإمام يقينا لأن الاقتداء به قبل ذلك اقتداء بمن ليس في صلاة إذ لا يتبين دخوله فيها إلا بتمام التكبير وإيراد ما بعد كذا عليه يندفع بحمل المقارنة على ما يشملها في البغض، والكل ولو ظن أو اعتقد تأخر جميع تكبيرته صح ما لم يبن خلافه ...ولو زال شكه في ذلك عن قرب لم يضر كالشك في أصل النية.
_____
См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 2, с. 339-342.
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527