Совместное содержание скота в вопросе закята

Вопрос: 
Как платить закят со скота, который содержится вместе, но принадлежит разным хозяевам?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Если несколько человек содержат свой скот совместно, то закят им необходимо платить, как со скота, принадлежащего одному человеку. Однако для этого необходимо наличие следующих условий:

1) наличие общего загона, масраха (место, куда собирают животных, перед тем как отправить на пастбище), общего пастбища, самца, водопоя, доильного помещения.

2) общее количество голов должно достигать нисаба.

3) истечение года по лунному календарю с момента смешения скота.

Отсчет закятного года с момента смешения начинается в случае, если до смешения количество голов не достигало закятооблагаемого минимума. Например: двое имеют в собственности по 20 голов овец. Данное количество не облагается закятом. А если они смешают их, то при наличии остальных условий, отсчет закятного года начинается с момента смешения, и ровно через год после смешения с сорока голов необходимо выплатить одну овцу на двоих.

Если количество голов, принадлежащих каждому, достигало закятооблагаемого минимума до смешения, то закятный год для каждого хозяина начинается с момента приобретения поголовья. За первый год каждый собственник выплачивает закят отдельно со своего поголовья, а в последующие годы закят выплачивают совместно, как со смешанного имущества.

Например: если каждый из партнеров купит по сорок голов овец 1-го Мухаррама, а затем 1-го  Сафара смешает их, то по истечении первого года, то есть 1-го Мухаррама, каждому из них необходимо выплатить закят отдельно с сорока 40 голов, так как чтобы закят со смешанного поголовья считался вместе, необходимо прохождение года с момента смешения. Далее в последующие годы в качестве закята 1-го Мухаррама им необходимо выплачивать одну овцу на двоих, поскольку каждому принадлежит по сорок голов, которые в сумме составляет 80 голов, а с 80 голов, как известно, выплачивают одну овцу.

Если, например, трое купили по сорок овец, один – 1-го Мухаррама, второй – 1-го Сафара, третий – 1-го Рамадана,  которые в сумме составляют 120 голов, и смешали их 1-го Шавваля, то каждому из них необходимо по истечении первого года с момента приобретения поголовья выплатить по одной овце, поскольку с момента смешения не прошло года.

Далее в последующие годы каждому необходимо платить 1/3 овцы в том месяце, в котором он приобрел поголовье. То есть один платит 1/3 овцы 1-го Мухаррама, другой 1/3 овцы 1-го Сафара, третий 1/3 овцы 1-го Рамадана. И таким образом необходимо продолжить выплату закята каждый год.

4) партнеры должны быть из категории людей, на которых возлагается закят. Если мусульманин и неверующий смешают свой скот, то мусульманину закят необходимо платить только со своего поголовья.  Например: если мусульманин и неверующий купят по сорок голов и вступят в партнерство, то по истечении одного года мусульманину необходимо выплатить закят только со своей доли, если она достигает нисаба.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة حاشية البجيرمي على الخطيب: وتسمى خلطة جوار إذ هي المذكورة في كلامه والخليطان من أهل زكاة في نصاب أو في أقل منه ولأحدهما نصاب ولو في غير ماشية من نقد أو غيره كما سيأتي (يزكيان) وجوبا (زكاة) بالنصب على نزع الخافض، أي كزكاة المال (الواحد) إجماعا كما قاله الشيخ أبو حامد (بشرائط سبعة) بل عشرة مع أنه جرى على واحد مما ذكره على رأي ضعيف كما ستعرفه مع إبداله بغيره تصحيحا لما ذكره من العدد الأول (إذا كان المراح) واحدا وهو بضم الميم اسم قوله: (ولأحدهما نصاب) أي بالمشترك. ولو قال " ولأحدهما ما يكمل نصابا " لكان واضحا بخلاف ما إذا لم يكن لأحدهما نصاب، وإن بلغه مجموع المالين، كأن انفرد كل منهما بتسعة عشر واشتركا في ثنتين، صرح بذلك في شرح المنهج. والثاني إذا كان (المسرح واحدا و) الثالث: إذا كان (المرعى واحدا (و) الرابع (إذا كان الفحل) الذي يضربها (واحدا). (و) الخامس إذا كان (المشرب واحدا) وهو بفتح الميم موضع شرب الماشية سواء كان من نهر أم من غيره. (و) السادس إذا كان (الحالب) وهو الذي يحلب اللبن (واحدا) على رأي ضعيف وهذا هو الشرط الذي تقدم الإعلام بأن المصنف جرى فيه على رأي ضعيف، والأصح أنه لا يشترط اتحاده كجاز الغنم والإناء الذي يحلب فيه كآلة الجز، ويبدل باتحاد الراعي فإنه شرط على الأصح ومعناه كما في الروضة أنه لا يختص أحدهما براع ولا يضر تعدد الرعاة. والسابع إذا كان (موضع الحلب واحدا وهو) بفتح اللام يقال للبن وللمصدر وهو المراد هنا وحكي سكونها.
____________
См.: Хашия аль-Буджайрами, т. 2, с. 329.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм: t.me/fatawadag
Вк: https://vk.com/public173383186
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .