СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗОВ В РАЗНЫХ МЕСТАХ

Вопрос: 
Почему после совершения фарз-намаза люди меняются друг с другом местами для совершения суннат-намаза. Является ли это желательным действием?

ОТВЕТ:

• Человеку, совершающему намаз независимо в мечети или в другом месте, желательно перемещаться для совершения суннат-намаза или фарз-намаза с того места, где он совершил первый намаз. Поистине эти места будут свидетельствовать в пользу него в Судный день. Также это позволяет расширить места поклонения Всевышнему.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

Учёный мазхаба имама аш-Шафии Мухаммад ибн Шихабуддин ар-Рамли в своей книге «Нихаятуль Мухтаж» говорит:

(ﻭ) ﻳﺴﻦ (ﺃﻥ ﻳﻨﺘﻘﻞ ﻟﻠﻨﻔﻞ) ﺃﻭ اﻟﻔﺮﺽ (ﻣﻦ ﻣﻮﺿﻊ ﻓﺮﺿﻪ) ﺃﻭ ﻧﻔﻠﻪ ﺇﻟﻰ ﻏﻴﺮﻩ ﺗﻜﺜﻴﺮا ﻟﻤﻮاﺿﻊ اﻟﺴﺠﻮﺩ
ﻓﺈﻧﻬﺎ ﺗﺸﻬﺪ ﻟﻪ، ﻭﻟﻤﺎ ﻓﻴﻪ ﻣﻦ ﺇﺣﻴﺎء اﻟﺒﻘﺎﻉ ﺑﺎﻟﻌﺒﺎﺩﺓ.

«Является желательным (сунна) для совершения суннат-намаза или фарз-намаза перейти с того места, где он совершил фарз-намаз или суннат-намаз, в другое место, тем самим увеличивая места совершения земного поклона (сужда).
Это делается для того, чтобы 
свидетельствовало место богослужения в пользу [человека] в Судный день, поскольку в этом есть оживление места поклонением»

[См. «Нихаятуль Мухтадж» том. 1, стр. 552].

Также  в книге «И’анат ат-талибин» ученый мазхаба имама Аш-Шафии ад-Димьяти пишет:

(ﻭﻳﻨﺪﺏ ﺃﻥ ﻳﻨﺘﻘﻞ) ﺃﻱ اﻟﻤﺼﻠﻲ ﻣﻄﻠﻘﺎ، ﺳﻮاء ﻛﺎﻥ ﺇﻣﺎﻣﺎ ﺃﻭ ﻣﺄﻣﻮﻣﺎ ﺃﻭ ﻣﻨﻔﺮﺩا.
(ﻟﻔﺮﺽ ﺃﻭ ﻧﻔﻞ) ﺃﻱ ﻷﺟﻞ ﺻﻼﺓ ﻓﺮﺽ ﺃﻭ ﻧﻔﻞ.
ﻭﻗﻮﻟﻪ: ﻣﻦ ﻣﻮﺿﻊ ﺻﻼﺗﻪ
ﺃﻱ ﻳﻨﺪﺏ ﺃﻥ ﻳﻨﺘﻘﻞ ﻣﻦ اﻟﻤﻮﺿﻊ اﻟﺬﻱ ﺻﻠﻰ ﻓﻴﻪ ﺇﻟﻰ ﻣﻮﺿﻊ ﺁﺧﺮ ﻳﺮﻳﺪ ﺃﻥ ﻳﺼﻠﻲ ﻓﻴﻪ ﻓﺮﺿﺎ ﺃﻭ ﻧﻔﻼ.
(ﻟﻴﺸﻬﺪ ﻟﻪ اﻟﻤﻮﺿﻊ) ﺃﻱ اﻟﺬﻱ ﺻﻠﻰ ﻓﻴﻪ ﺛﺎﻧﻴﺎ ﻛﺎﻟﻤﻮﺿﻊ اﻟﺬﻱ ﺻﻠﻰ ﻓﻲ ﺃﻭﻻ.

«Желательно молящемуся, будь это имам, маъмум¹ или индивидуально совершающий как обязательный, так и суннат-намаз, переходить с места совершения поклонения на другое, чтобы то место, где он совершил второй намаз, засвидетельствовало об этом так же, как и то место, где он совершил первый намаз».

ﻳﻨﺪﺏ اﻻﻧﺘﻘﺎﻝ ﺣﻴﺚ ﻟﻢ ﻳﻌﺎﺭﺽ اﻟﻨﺪﺏ ﺗﺤﺼﻴﻞ ﻓﻀﻴﻠﺔ، ﻧﺤﻮ اﻟﺼﻒ اﻷﻭﻝ ﻛﺎﻟﻘﺮﺏ ﻣﻦ اﻹﻣﺎﻡ، ﻓﺈﻥ ﻋﺎﺭﺿﻪ ﺫﻟﻚ ﺗﺮﻙ اﻻﻧﺘﻘﺎﻝ...ﺃﻭ ﻓﺼﻞ ﺑﻨﺤﻮ ﻛﻼﻡ ﻭﻟﻮ ﻣﻦ اﻟﺬكر أو القرآن. 

Далее  имам ад-Димьяти пишет:

«Желательно переходить на другое место лишь в том случае, если воздаяние за нахождение в другом месте выше, как, например, вознаграждение за стояние в первом ряду и близость к имаму. В противном же случае человеку лучше остаться на месте и произнести несколько слов (аятов) из Корана или же помянуть Аллаха (зикр)»

ﻭﻳﻜﺮﻩ ﻣﻼﺯﻣﺔ اﻟﻤﻜﺎﻥ اﻟﻮاﺣﺪ ﻟﻐﻴﺮ اﻹﻣﺎﻡ ﻓﻲ اﻟﻤﺤﺮاﺏ، ﺃﻣﺎ ﻫﻮ ﻓﻼ ﻳﻜﺮﻩ ﻟﻪ.

«Нежелательно постоянствовать на одном определенном месте в мечети, кроме имама, совершающего намаз в михрабе². Для него нет нежелательности в этом».

[См. «Ианат ат-талибин» том 1, стр. 219]. 
________________________
¹ Маъмум-тот, кто вступил в намаз за имамом.
² Михраб- ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой, указывающая киблу.

   •┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•

©️ Отдел фетв, Муфтият РД 
Почта: [email protected]  
Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag  
При перепубликации ссылка на канал Телеграм обязательна.

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .