СОВЕРШЕНИЕ ИСКАТА ЗА ПОКОЙНЫМ

Вопрос: 
Что такое искат, который практикуется за покойным, и как лучше его провести?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!

Согласно мнению большинства ученых шафиитского мазхаба, за намазы покойного штрафы не выплачиваются. Поэтому они пишут, что лучше следовать за ханафитами в вопросе иската.

Искат — процедура, которая согласно ханафитскому мазхабу, проводится, чтобы покойный получил облегчение на том свете относительно намазов, постов, нарушения клятвы, невыплаты закята, жертвоприношения через материальное возмещение штрафов.

Искат, согласно достоверным источникам ханафитского мазхаба, предпочтительнее провести следующим образом.

Если умерший — мужчина, то считают все его намазы с двенадцати лет, включая и витру, а если женщина, то с девяти лет. За каждый намаз и  день поста берут стоимость хотя бы полсаха пшеницы (1, 747.2 кг по максимальным расчётам). Следовательно, в процедуру иската включают все пропущенные и  совершенные вовремя намазы, а также посты, чтобы предупредить ошибку в них, так как умерший, как и многие, мог не знать, как правильно совершать намаз и соблюдать пост.

Наследник покойного или тот, кому покойный завещал провести искат, или же их уполномоченный берёт имущество, которое покойным было определено для этой процедуры. А если же у покойного нет завещания насчёт иската, то наследник определяет часть имущества для иската и даёт её бедняку сначала с намерением за штрафы намаза. А бедняк в свою очередь от себя ради Всевышнего возвращает. Тот, кто даёт, обратно даёт с тем же намерением. И так повторяется, пока все штрафы за намаз не будут охвачены. Потом даётся таким же образом с намерением за штрафы поста и т. д. В конце это имущество остаётся у бедняка.

Примечание:

Когда наследник или же исполнитель завещания уполномочивает кого-то другого провести искат, то он уполномочивает этого человека отдать от его имени эту сумму в качестве каффарата за намазы, потом за посты и т. д. и принимать ему от бедняка каждый раз. А Аллаh знает лучше.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة حاشية الشرواني: عبارة شيخنا أي إبراهيم الباجوري: فإن قلد الحنفية في إسقاط الصلاة المشهور كان حسنا.[¹]

عبارة حاشية الطحطاوي: اﻋﻠﻢ ﺃﻧﻪ ﻗﺪ ﻭﺭﺩ اﻟﻨﺺ ﻓﻲ اﻟﺼﻮﻡ ﺑﺈﺳﻘﺎﻃﻪ ﺑﺎﻟﻔﺪﻳﺔ ﻭاﺗﻔﻘﺖ كلمة اﻟﻤﺸﺎﻳﺦ ﻋﻠﻰ ﺃﻥ اﻟﺼﻼﺓ ﻛﺎﻟﺼﻮﻡ اﺳﺘﺤﺴﺎﻧﺎ ﻟﻜﻮﻧﻬﺎ ﺃﻫﻢ ﻣﻨﻪ، ﻭﺇﻧﻤﺎ اﻟﺨﻼﻑ ﺑﻴﻨﻬﻢ ﻓﻲ ﺃﻥ ﺻﻼﺓ ﻳﻮﻡ ﻛﺼﻮﻣﻪ ﺃﻭ ﻛﻞ ﻓﺮﻳﻀﺔ ﻛﺼﻮﻡ ﻳﻮﻡ ﻭﻫﻮ اﻟﻤﻌﺘﻤﺪ، ﺇﺫا ﻋﻠﻤﺖ ﺫﻟﻚ ﺗﻌﻠﻢ ﺟﻬﻞ ﻣﻦ ﻳﻘﻮﻝ إﻥ ﺇﺳﻘﺎﻁ اﻟﺼﻼﺓ ﻻ ﺃﺻﻞ ﻟﻪ ﺇﺫ ﻫﺬا ﺇﺑﻄﺎﻝ ﻟﻠﻤﺘﻔﻖ ﻋﻠﻴﻪ ﺑﻴﻦ ﺃﻫﻞ اﻟﻤﺬﻫﺐ.

ﻓﻲ اﻟﺪﺭ اﻟﻤﻨﺘﻘﻰ ﺃﻧﻬﻢ ﺇﺫا ﺃﺭاﺩﻭا اﻹﺧﺮاﺝ ﻋﻨﻪ ﻳﺤﺴﺐ ﻋﻤﺮﻩ ﺑﻐﻠﺒﺔ اﻟﻈﻦ ﻭﻳﺨﺮﺝ ﻣﻨﻪ ﻣﺪﺓ اﻟﺼﺒﺎ ﻭﻫﻲ اﺛﻨﺎ ﻋﺸﺮ ﻓﻲ اﻟﻐﻼﻡ ﻭﺗﺴﻌﺔ ﻓﻲ اﻷﻧﺜﻰ ﻭﻳﺨﺮﺝ ﻋﻨﻪ ﺑﻘﺪﺭﻫﺎ ﺇﻥ ﻛﺎﻥ ﻋﻨﺪﻫﻢ ﻣﺎ ﻳﻜﻔﻲ ﻭﺇﻻ ﺗﺪﻓﻊ ﻣﺮاﺭا اﻩـ ﻭﺫﻟﻚ ﻻﺣﺘﻤﺎﻝ ﻧﻘﺼﺎﻥ ﺻﻼﺗﻪ ﺑﺘﺮﻙ ﺭﻛﻦ ﺃﻭ ﺷﺮﻁ ﻓﺈﻥ اﻟﻜﺜﻴﺮ ﻣﻦ اﻟﻨﺎﺱ ﻻ ﻳﺤﺴﻦ ﺃﺩاءﻫﺎ.[²]

عبارة الدر المختار: (ﻭﻟﻮ ﻣﺎﺕ ﻭﻋﻠﻴﻪ ﺻﻠﻮاﺕ ﻓﺎﺋﺘﺔ ﻭﺃﻭﺻﻰ ﺑﺎﻟﻜﻔﺎﺭﺓ ﻳﻌﻄﻰ ﻟﻜﻞ ﺻﻼﺓ ﻧﺼﻒ ﺻﺎﻉ ﻣﻦ ﺑﺮ) ﻛﺎﻟﻔﻄﺮﺓ (ﻭﻛﺬا ﺣﻜﻢ اﻟﻮﺗﺮ) ﻭاﻟﺼﻮﻡ، ﻭﺇﻧﻤﺎ ﻳﻌﻄﻲ (ﻣﻦ ﺛﻠﺚ ﻣﺎﻟﻪ) ﻭﻟﻮ ﻟﻢ ﻳﺘﺮﻙ ﻣﺎﻻ ﻳﺴﺘﻘﺮﺽ ﻭاﺭﺛﻪ ﻧﺼﻒ ﺻﺎﻉ ﻣﺜﻼ ﻭﻳﺪﻓﻌﻪ ﻟﻔﻘﻴﺮ ﺛﻢ ﻳﺪﻓﻌﻪ اﻟﻔﻘﻴﺮ ﻟﻠﻮاﺭﺙ ﺛﻢ ﻭﺛﻢ ﺣﺘﻰ ﻳﺘﻢ.

عبارة رد المحتار: ﻭاﻋﻠﻢ ﺃﻳﻀﺎ ﺃﻥ اﻟﻤﺬﻛﻮﺭ ﻓﻴﻤﺎ ﺭﺃﻳﺘﻪ ﻣﻦ ﻛﺘﺐ ﻋﻠﻤﺎﺋﻨﺎ ﻓﺮﻭﻋﺎ ﻭﺃﺻﻮﻻ ﺇﺫا ﻟﻢ ﻳﻮﺹ ﺑﻔﺪﻳﺔ اﻟﺼﻮﻡ ﻳﺠﻮﺯ ﺃﻥ ﻳﺘﺒﺮﻉ ﻋﻨﻪ ﻭﻟﻴﻪ. 
ﻭاﻟﻤﺘﺒﺎﺩﺭ ﻣﻦ اﻟﺘﻘﻴﻴﺪ ﺑﺎﻟﻮﻟﻲ ﺃﻧﻪ ﻻ ﻳﺼﺢ ﻣﻦ ﻣﺎﻝ اﻷﺟﻨﺒﻲ. ﻭﻧﻈﻴﺮﻩ ﻣﺎ ﻗﺎﻟﻮﻩ ﻓﻴﻤﺎ ﺇﺫا ﺃﻭﺻﻰ ﺑﺤﺠﺔ اﻟﻔﺮﺽ ﻓﺘﺒﺮﻉ اﻟﻮاﺭﺙ ﺑﺎﻟﺤﺞ ﻻ ﻳﺠﻮﺯ، ﻭﺇﻥ ﻟﻢ ﻳﻮﺹ ﻓﺘﺒﺮﻉ اﻟﻮاﺭﺙ ﺇﻣﺎ ﺑﺎﻟﺤﺞ ﺑﻨﻔﺴﻪ ﺃﻭ ﺑﺎﻹﺣﺠﺎﺝ ﻋﻨﻪ ﺭﺟﻼ ﻳﺠﺰﻳﻪ. 
ﻭﻇﺎﻫﺮه ﺃﻧﻪ ﻟﻮ ﺗﺒﺮﻉ ﻏﻴﺮ اﻟﻮاﺭﺙ ﻻ ﻳﺠﺰﻳﻪ، ﻧﻌﻢ ﻭﻗﻊ ﻓﻲ ﺷﺮﺡ ﻧﻮﺭ اﻹﻳﻀﺎﺡ ﻟﻠﺸﺮﻧﺒﻼﻟﻲ اﻟﺘﻌﺒﻴﺮ ﺑﺎﻟﻮﺻﻲ ﺃﻭ اﻷﺟﻨﺒﻲ ﻓﺘﺄﻣﻞ. ﻭﺗﻤﺎﻡ ﺫﻟﻚ ﻓﻲ ﺁﺧﺮ ﺭﺳﺎﻟﺘﻨﺎ اﻟﻤﺴﻤﺎﺓ ﺷﻔﺎء اﻟﻌﻠﻴﻞ ﻓﻲ ﺑﻄﻼﻥ اﻟﻮﺻﻴﺔ ﺑﺎﻟﺨﺘﻤﺎﺕ ﻭاﻟﺘﻬﺎﻟﻴﻞ.
ﻭاﻷﻗﺮﺏ ﺃﻥ ﻳﺤﺴﺐ ﻣﺎ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﻴﺖ .. ﺑﺄﻥ ﻳﻘﺪﺭ ﻋﻦ ﻛﻞ ﺷﻬﺮ ﺃﻭ ﺳﻨﺔ ﺃﻭ ﻳﺤﺘﺴﺐ ﻣﺪﺓ ﻋﻤﺮﻩ ﺑﻌﺪ ﺇﺳﻘﺎﻁ اﺛﻨﺘﻲ ﻋﺸﺮﺓ ﺳﻨﺔ ﻟﻠﺬﻛﺮ ﻭﺗﺴﻊ ﺳﻨﻴﻦ ﻟﻷﻧﺜﻰ ﻷﻧﻬﺎ ﺃﻗﻞ ﻣﺪﺓ ﺑﻠﻮﻏﻬﻤﺎ .. ﻭﻳﺪﻓﻌﻬﺎ ﻟﻠﻔﻘﻴﺮ ﺛﻢ ﻳﺴﺘﻮﻫﺒﻬﺎ ﻣﻨﻪ ﻭﻳﺘﺴﻠﻤﻬﺎ ﻣﻨﻪ ﻟﺘﺘﻢ اﻟﻬﺒﺔ ﺛﻢ ﻳﺪﻓﻌﻬﺎ ﻟﺬﻟﻚ اﻟﻔﻘﻴﺮ ﺃﻭ ﻟﻔﻘﻴﺮ ﺁﺧﺮ ﻭﻫﻜﺬا، ﻓﻴﺴﻘﻂ ﻓﻲ ﻛﻞ ﻣﺮﺓ ﻛﻔﺎﺭﺓ ﺳﻨﺔ .. ﻭﺑﻌﺪ ﺫﻟﻚ ﻳﻌﻴﺪ اﻟﺪﻭﺭ ﻟﻜﻔﺎﺭﺓ اﻟﺼﻴﺎﻡ ﺛﻢ ﻟﻷﺿﺤﻴﺔ ﺛﻢ ﻟﻷﻳﻤﺎﻥ، ﻟﻜﻦ ﻻ ﺑﺪ ﻓﻲ ﻛﻔﺎﺭﺓ اﻷﻳﻤﺎﻥ ﻣﻦ ﻋﺸﺮﺓ ﻣﺴﺎﻛﻴﻦ، ﻭﻻ ﻳﺼﺢ ﺃﻥ ﻳﺪﻓﻊ ﻟﻠﻮاﺣﺪ ﺃﻛﺜﺮ ﻣﻦ ﻧﺼﻒ ﺻﺎﻉ ﻓﻲ ﻳﻮﻡ ﻟﻠﻨﺺ ﻋﻠﻰ اﻟﻌﺪﺩ ﻓﻴﻬﺎ، ﺑﺨﻼﻑ ﻓﺪﻳﺔ اﻟﺼﻼﺓ ﻓﺈﻧﻪ ﻳﺠﻮﺯ ﺇﻋﻄﺎء ﻓﺪﻳﺔ ﺻﻠﻮاﺕ ﻟﻮاﺣﺪ.[³]

عبارة ﺷﻔﺎء اﻟﻌﻠﻴﻞ ﻓﻲ ﺑﻄﻼﻥ اﻟﻮﺻﻴﺔ ﺑﺎﻟﺨﺘﻤﺎﺕ ﻭاﻟﺘﻬﺎﻟﻴﻞ: ولكن لا يخفى أن الأحوط أن يباشره الوارث بنفسه أو يقول للآخر وكلتك بأن تدفع لهؤلاء الفقراء هذا المال لإسقاط كذا عن فلان وتستوهب لي من كل واحد منهم إلى أن يتم العمل.[⁴]
____
[¹] См.: Хашия аш-ширвани, т. 4, с. 605.
[²] См.: Хашия ат-тахтави, т. 1, с. 436-439.
[³] См.: Ад-дур аль-Мухтар (с субкомментариями Ар-рад аль-Мухтар), т. 2, с. 73.
[⁴] См.: Шифа аль-‘алиль, и. 1, с. 197.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инста: https://instagram.com/fatavadag
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .