Сопровождение женщины в хадж

Вопрос: 
Кто из родственников должен сопровождать женщину, которая отправляется в путь для совершения хаджа или ‘умры?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Если женщина отправляется в хадж в первый раз, то согласно аргументированному мнению шафиитского мазхаба, если дорога безопасна, женщине разрешено выезжать одной или с группой доверенных женщин для совершения обязательного хаджа или ‘умры (малого паломничества) без сопровождения махрама. А если женщина отправляется в путь для совершения желательного хаджа или ‘умры, то ей запрещено (харам) выходить в путь (сафар), без сопровождения махрама даже с разрешения мужа.

Что касается сопровождения женщины, которая отправляется в хадж, то муж или другой близкий родственник из числа махрамов не обязан отправляться вместе с ней в путь для совершения хаджа, даже если она оплачивает его расходы. Если муж или кто-то из махрамов отказывается сопровождать женщину в поездке на хадж, то она не имеет право заставить его выехать вместе с собой. Однако мужу желательно сопровождать жену, которая отправляется в путь для совершения хаджа или ‘умры. 

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة مغني المحتاج: (و) الأصح (‌أنه ‌يلزمها ‌أجرة ‌المحرم ‌إذا ‌لم ‌يخرج) معها (إلا بها)...وليس للمرأة حج التطوع إلا بإذن الزوج، وكذا السفر للفرض في الأصح، ولو امتنع محرمها من الخروج بالأجرة لم يجبر كما قاله الرافعي في باب حد الزنا. نعم لو كان عبدها محرما لها كان لها إجباره، وكذا لا يجبر الزوج. قال الأذرعي: نعم إن كان قد أفسد حجها ووجب عليه الإحجاج بها لزمه ذلك بلا أجر.[¹]
عبارة نهاية المحتاج مع حاشية الشبراملسي: ويستحب للزوج أن يحج بامرأته للأمر به في خبر الصحيحين . ويستحب لها أن لا تحرم بنسكها إلا بإذنه. (قوله: ‌ويستحب ‌للزوج ‌أن ‌يحج ‌بامرأته) ولعل وجهه أن فيه إعانة لها على أداء النسك وصونا لها عن الاحتياج إلى من يقوم بأمرها في غيبته وأن فيه تسببا في عفته في الطريق؛ لأنه ربما يطول سفره ويحتاج للمواقعة.[²]
عبارة حاشية الشرواني: (قوله: بذلك) أي بإحرامها بالنفل بغير إذنه ويستحب للزوج أن يحج بامرأته للأمر به في خبر الصحيحين.[³]
___
[¹] См.: Мугни аль-мухтадж, т. 2, с. 218.
[²] См.: Нихая аль-мухтадж (с Хашия аш-Шабрамаллиси), т. 3, с. 369.
[³] См.: Хашия аш-Ширвани, т. 4, с. 26.

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .