Сомнение в намерении обязательного поста в течение дня

Вопрос: 
Что делать, если днем появились сомнения, было ли сделано намерение ночью на обязательный пост или нет?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Сделать намерение ночью для соблюдения обязательного поста в следующий день является одним из условий для его действительности. 

Если человек забыл сделать намерение для обязательного поста до утреннего азана, то его пост не действителен, хотя он должен воздержаться оставшийся день если этот пост месяца Рамадан.

Если в течение постного дня у человека возникнут сомнения относительно совершения намерения, то если он вспомнит что совершал намерение, пост действителен согласно аргументированному мнению, даже если он вспомнит после завершения поста, и такие сомнения не влияют на действительность поста. А если он не вспомнит, совершал он намерение или нет, то пост считается недействительным.

Если у человека появились сомнения относительно намерения уже после завершения поста, то такое сомнение не влияет на действительность поста, и пост считается действительным, также, как и в случае, когда постящийся уверен в совершении намерения обязательного поста, но сомневается, совершил ли он его ночью или днем.

Важно отметить, что под обязательными постами подразумеваются не только посты Рамадана, но и посты каффарата, назра, возмещаемые обязательные посты.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج مع حاشية الشرواني: (ويشترط لفرضه) كرمضان أداء وقضاء وكفارة ومنذور وصوم استسقاء أمر به الإمام (التبييت)...ولو شك نهارا في النية أو التبييت فإن ذكر بعد مضي أكثره صح كما في المجموع قال الأذرعي وكذا لو تذكر بعد الغروب فيما يظهر اهـ فقول الأنوار إن تذكر قبل أكثره صح وإلا فلا ضعيف. (قوله ولو شك نهارا في النية أو التبييت) أي: شك هل وجدت منه النية أو لم توجد أو علم أنها وجدت وشك هل وجدت في الليل أو النهار. (قوله ولو شك نهارا) خرج ما لو شك بعد الغروب فإنه لا يؤثر كما أفتى به شيخنا الشهاب الرملي واستدل بتصريحهم بذلك في الكفارة، وعبارة الروض وشرحه في باب الكفارة فإن شك في نية صوم يوم بعد الفراغ من الصوم ولو من صوم اليوم الذي شك في نيته لم يضر؛ إذ لا أثر للشك بعد الفراغ من اليوم ويفارق نظيره في الصلاة بأنها أضيق من الصوم اهـ وكالصلاة الوضوء فيضر الشك بعد الفراغ منه في نيته كما أفتى بذلك شيخنا المذكور أيضا (قوله قال الأذرعي إلخ) اعتمد ما قاله م ر (قوله وكذا لو تذكر بعد الغروب) أي: أو بعد أزمنة طويلة كما هو ظاهر م ر.
______

См.: Тухфат аль-мухтадж (с Хашия аш-Ширвани), т. 3, с. 388.
•————•✿❁✿•————•
©️Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .