СОЧИНЕНИЕ СТИХОВ

Вопрос: 
Можно ли в стихах восхвалять или порицать постороннего мужчину или женщину?

ОТВЕТ:

• Не дозволено сочинять стихи, содержащие в себе непозволительную критику и сатиру или чрезмерную хвалу, доходящую до границ лжи, если только это не преувеличение (гипербола). А также стихи, описывающие красоты конкретной посторонней девушки.

• Однако писать стихи, не посвященные конкретной девушке, дозволено, даже если он назовет некое условное имя. Тем не менее, необходимо, чтобы не было каких-то выражений, уточняющих девушку. Частое сочинение стихов про абстрактных женщин лишает мужчину чести.

• Поэт, сочинивший стих, содержащий критику и сатиру или содержащий описание конкретной посторонней женщины, становится нечестивцем, и его свидетельство с этих пор не принимается.

• Что касается стихов, содержащих чрезмерную хвалу, доходящую до границ лжи, то регулярное сочинение таких стихов также делает поэта нечестивцем, поскольку является постоянством в малом грехе.

• Что касается супруги, то можно посвящать ей стихи, описывающие ее благой нрав или части тела, которые она не обязана покрывать, например, лицо.

• Однако если же в стихах описываются интимные подробности супружеской жизни или части тела, которые необходимо покрывать, то это будет как минимум нежелательно. Если же это причиняет моральный ущерб супруге, то однозначно считается грехом. 

• В случае, когда сочинительство нежелательно, супруг, пишущий стихи об интимных подробностях супружеской жизни, все равно роняет честь и, хоть и не становится нечестивцем. Также роняет честь тот, кто постоянствует в сочинительстве хвалебных стихов (од), посвящённых супруге. 

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة مغني المحتاج: (ويباح) (قول شعر) أي إنشاؤه كما في المحرر وغيره (وإنشاده) واستماعه... ثم استثنى المصنف صورا لا يباح فيها قول الشعر وإنشاده في قوله (إلا أن يهجو) ولو بما هو صادق فيه للإيذاء... (أو) إلا أن (يفحش)... بأن يجاوز الشاعر الحد في المدح والإطراء ولم يمكن حمله على المبالغة... (أو) إلا أن (يعرض... بامرأة معينة) غير زوجته وأمته، وهو ذكر صفاتها من طول وقصر وصدغ وغيرها فيحرم وترد به الشهادة لما فيه من الإيذاء، واحترز بالمعينة عن التشبيب بمبهمة فلا ترد شهادته بذلك...

 أما حليلته من زوجته أو أمته فلا يحرم التشبيب بها... ويشترط أن لا يكثر من ذلك وإلا ردت شهادته، قاله الجرجاني، ولو شبب بزوجته أو أمته مما حقه الإخفاء ردت شهادته لسقوط مروءته، وكذا لو وصف زوجته أو أمته بأعضائها الباطنة... وليس ذكر امرأة مجهولة كليلى تعيينا.[¹]
 
عبارة حاشية الجمل: (قوله سقطت مروءته) أي فيكون مكروها ما لم يتأذ به وإلا حرم.[²]

عبارة تحفة المحتاج: (أو يفحش)... أي: يجاوز الحد في الإطراء في المدح ولم يمكن حمله على المبالغة فيحرم أيضا؛ لأنه حينئذ كذب وترد به الشهادة إن أكثر منه وإن قصد إظهار الصنعة؛ لايهام الصدق.
 
خرج... بالمعينة غيرها فلا إثم فيه ولا ترد به الشهادة؛ لأن غرض الشاعر تحسين صنعته لا تحقيق المذكور قيد ومحله إن لم يكثر منه لبناء الشيخين الإطلاق على ضعيف ويقع لبعض فسقة الشعراء نصب قرائن تدل على التعيين وهذا لا شك أنه معين.[³]
_______
[¹] См.: Мугни аль-Мухтадж, т. 6, с. 350-351
[²] См.: Хашия аль-Джамаль, т. 5, с. 382
[³] См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 1, с. 223

•————•✿❁✿•————•

©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .