Следование слову в вопросах чистоты

Вопрос: 
Нужно ли верить тому, кто например, скажет, что в воду попала нечистота, и следовать его слову?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Если человек, будучи  совершеннолетним, не грешником, не маджнуном (умалишённым), скажет: «В эту воду (или в другую жидкость) попала нечистота» и объяснил обстоятельства, при которых это случилось, например, он сказал, что из этого сосуда пила воду собака, то его словам необходимо следовать, и пользоваться этой водой нельзя. Но если грешник или несовершеннолетний, который отличает хорошее от плохого  (мумаййиз), скажет, например: «Я помочился в эту воду», или подобное заявит несколько грешников, сговор которых невозможен, то есть количество грешников настолько большое, что невозможно представить, что они сговорились между собой и решили обмануть кого-то относительно загрязнения воды, то их слова тоже необходимо принимать. Также без пояснения причины нужно следовать словам знающего человека, специалиста в исламском праве (факиха) того же мазхаба, что и вопрошающий, или факиха другого мазхаба, но только если он разъяснил обстоятельства, при которых вода стала нечистой.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة مغني المحتاج: (ولو أخبره بتنجسه) أي: الماء أو غيره عدل (مقبول الرواية) كعبد وامرأة، لا فاسق ومجنون ومجهول وصبي ولو مميزا، ووقع في شرح المهذب في باب الأذان قبول أخبار المميز فيما طريقه المشاهدة بخلاف ما طريقه النقل، والمعتمد عدم قبوله مطلقا كما صححه في زيادة الروضة ونقله عن الجمهور نعم لو أخبر جماعة من الفساق لا يمكن تواطؤهم على الكذب قبل خبرهم، وكذا لو أخبر الفاسق عن فعل نفسه كقوله: بلت في الإناء قاله الزركشي ومثله الصبي المميز كما قاله بعض المتأخرين، وقد قالوا فيما لو وجدت شاة مذبوحة فقال ذمي: أي: تحل ذبيحته أنا ذبحتها أنها تحل وكفى به فاسقا (وبين السبب) في تنجسه كولوغ كلب (أو كان فقيها) بما ينجس (موافقا) للمخبر في مذهبه في ذلك، وإن لم يبين السبب (اعتمده)؛ لأنه خبر يغلب على الظن التنجيس.[¹]
عبارة شرح المنهاج في الفقه:...بِبخلاف غير الفقيه أو الفقيه المخالف، فلا يعتمده من غير تبيين السبب، لاحتمال أن يخبر بتنجس ما لم يتنجس عند المخبر.[²]
_______
[¹] См.: Мугни аль-мухтадж, т. 1, с. 137.
[²] См.: Шарх  аль-минхадж фи аль-фикх, т. 1, с. 275.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .