САМАЯ ЦЕННАЯ МИЛОСТЫНЯ

Вопрос: 
Как будет лучше давать милостыню (садака): скрытно или открыто, и какая милостыня ценна перед Всевышним?

 

ОТВЕТ:

Имам Хатиб аш-Ширбини в своей книге «Мугни аль-Мухтадж» пишет следующее:

(ودفعها سرا) أفضل من دفعها جهرا الآية: (إن تبدوا الصدقات فنعما هي..) ولما في الصحيحين في خبر السبعة الذين يظلهم الله تحت ظل عرشه من قوله صلى الله عليه وسلم "...ورجل تصدق بصدقة فأخفاها حتى لا تدري شماله ما أنفقت يمينه". نعم إن كان ممن يقتدى به وأظهرها ليقتدى به من غير رياء ولا سمعة فهو أفضل.

«Отдать милостыню скрытно ценнее, чем открыто поскольку на это указывает аят Священного Корана (смысл): «Если вы даете милостыню [искренне и бескорыстно] открыто [так, что об этом узнают и другие, намереваясь быть примером для других], то это хорошо. А если скроете [сделаете благое деяние тайно] и подадите бедным, то это еще лучше» (Сура аль-Бакара, аят 271)
и подчеркивается в хадисе в двух достоверных сборниках (имама аль-Бухари и имама Муслима), где говорится о семерых, которых Аллах укроет под тенью Его 'Арша. На это указывают слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах, и приветствует: «… и тот, который дал милостыню и скрыл это от людей так, что его левая рука не знала, что подавала правая». 

Однако, если дающий милостыню из числа тех, за кем следуют и с которого берут пример другие, и он дает милостыню открыто с намерением, чтобы за ним последовали другие, без показухи в деяниях и жажды славы, то давать милостыню открыто ему лучше».

(و) دفعها (في رمضان) أفضل من دفعها في غيره لما رواه الترمذي عن انس رضي الله عنه: سئل رسول الله اي صدقة أفضل؟ قال "الصدقة في رمضان" ولان الفقراء فيه يضعفون ويعجزون عن الكسب بسبب الصوم. وتتأكد في الأيام الفاضلة كعشر ذي الحجة وأيام العيد، وكذا في الأماكن الشريفة كمكة والمدينة وفي الغزو والحج وعند أمور المهمة كالكسوف والمرض والسفر.

«Давать милостыню в месяц Рамадан ценнее, чем в другом месяце, поскольку на это указывает хадис, который передал имам ат-Тирмизи от Анаса, да будет доволен им Аллах, что, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: „Какая милостыня самая ценная?”  Он ответил: „Лучшая милостыня та, что дают в месяц Рамадан, поскольку бедные люди ослабевают от поста и не могут работать ввиду его соблюдения”. 
Очень желательно давать милостыню в такие благодатные дни, как первые десять дней Зуль-хиджы и праздничные дни (Курбан-байрам и Ураза-байрам). Также в священных местах, как Мекка и Медина, во время войн, хаджа и при важных событиях, как затмение солнца, при болезни и сафаре (путешествии)».

Далее он приводит слова имама аль-Азра’и

ولا يفهم من هذا ان من أراد التطوع بصدقة أو بر في رجب أوشعبان مثلا ان الأفضل له ان يؤخر الى رمضان أو غيره من الأوقات الفاضلة، بل المسارعة الى الصدقة أفضل بلا شك إنما المراد ان التصدق في رمضان وغيره من الأوقات الفاضلة اعظم أجرا مما يقع في غيره.

«Из этого не следует, что пожелавшему, к примеру, в месяц Раджаб или Шахбан соблюсти сунну, раздавая милостыню или совершая добрые дела, лучше ждать до Рамадана или же каких-то благоприятных дней. Напротив, дать милостыню сразу, несомненно, ценнее. А смысл этих слов в том, что милостыня в месяц Рамадан или в значимые дни приносит больше вознаграждения, нежели милостыня, отданная в другие дни».

(و) دفعها (لقريب) اقرب فأقرب رحما ولوكان ممن تجب نفقته أفضل من دفعها لغير القريب ولغير الأقرب، لقوله صلى الله عليه وسلم "الصدقة على المسكين صدقة وعلى ذي الرحم ثنتان صدقة وصلة"  ... وحكى في المجموع الإجماع. وفي الأشد من الاقارب عداوة أفضل منها في غيره، ليتألف قلبه، ولما فيه من مجانبة الرياء وكسر النفس

«Также предпочтительнее отдать милостыню родственнику, ближайшему по родству, затем менее близкому и так далее, даже если они будут из тех, кого надо обязательно обеспечивать по Исламу, чем постороннему или дальнему родственнику,  поскольку на это указывают слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Милостыня, поданная бедняку, — просто милостыня, а милостыня, поданная родственнику, — милостыня и поддерживание родственных уз…”. Также имам ан-Навави передаёт, что есть единогласие (иджма') касательно этого вопроса.

Отдать милостыню самому враждующему родственнику с целью склонить его сердце к себе лучше, чем отдавать другим родственникам, поскольку тем самим подающий избежит показухи и подавит свое эго».
(Передал имам ат-Тирмизи и посчитал его хорошим (хасан), а имам ибн Хиббан достоверным (сахих).

Далее он пишет, что имама аль-Ханати спросили:

هل الأفضل وضع الرجل صدقته في رحمه من قبل ابيه أو من قبل أمه؟ فأجاب انهما سواء.

«Кому из родственников предпочтительнее дать милостыню: родственникам со стороны отца или со стороны матери?»  Он ответил: «Обе стороны одинаково предпочтительны» 
[См.: Мугни аль-Мухтадж, т. 3, с. 161].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Дать милостыню ближайшему родственнику, в предпочтительное время, как Рамадан, и в священном месте, как Мекка и Медина, приносит большее вознаграждение, особенно, если он враждует с вами.

•┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•

© Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]  
↘️Канал в Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .