Саджда ат-тилава в джамаат-намазе

Вопрос: 
Каково положение земного поклона (саджда ат-тилава) маъмума за имамом при чтении Корана в джамаат-намазе?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду и его семейству. А затем:

Маъмум совершает земной поклон (тилава) только за тем аятом, что прочитал имам — он не совершает земной поклон (тилава) находясь в джамаат-намазе после аята, прочитанного им самим или другими, кроме его имама. А если в данном случае он совершит его преднамеренно, зная о запрете, то его намаз нарушается.

Когда имам идет на земной поклон (тилава), маъмум должен следовать за ним. Если он преднамеренно, зная о том, что он должен последовать за имамом, не опустится на эту суджду, то его намаз нарушается.

Если имам не совершил земного поклона (тилава) маъмум тоже его не совершает, а если маъмум преднамеренно, зная о запрете, совершит его, то его намаз нарушается. Если имам не совершил земного поклона (тилава), маъмуму желательно после завершения намаза совершить его, если не прошло много времени.

Если имам опустится на земной поклон (тилава), а маъмум не узнает об этом до тех пор, пока имам не поднимет голову, намаз маъмума не нарушается, так как он не последовал за имамом по незнанию, и маъмум в этом случае не совершает земного поклона(тилава).

Если маъмум узнает о земном поклоне (тилява) имама, пока тот еще в земном поклоне (тилава), он обязан следовать за ним. Когда маъмум вслед за имамом опускается на земной поклон (тилава), а имам поднимет голову, маъмум не совершает земного поклона (тилава), а, наоборот, возвращается в исходное положение вместе с имамом.

Читать в намазе аят, в котором есть земной поклон(тилава), нежелательности для имама нет, но тем не менее в намазах, которые читаются не вслух, например, в обеденном или послеобеденном намазах, имаму желательно отложить земной поклон (тилава) до завершения намаза, чтобы не путать маъмумов, следующих за ним.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: (و) سجد (المأموم لسجدة إمامه) فتبطل بسجوده لقراءة غير إمامه مطلقا من نفسه أوغيره، …(فإن) (سجد إمامه فتخلف) عنه (أو انعكس) الحال بأن سجد هو دون إمامه (بطلت صلاته) لوجود المخالفة الفاحشة، فإن لم يعلم حتى رفع رأسه من السجود انتظره أو قبله هوى، فإذا رفع رأسه قبل سجوده رفع معه ولا يسجد. ولا يكره لإمام قراءة آية سجدة مطلقا لكن يسن له في السرية تأخير السجود إلى فراغه لئلا يشوش على المأمومين، ولو تركه الإمام سن للمأموم بعد السلام إن قصر الفصل لما يأتي من فواتها بطوله ولو لعذر؛ لأنها لا تقضى على المعتمد.[¹]

مغني المحتاج: (و) يسجد (المأموم لسجدة إمامه) فقط فلو سجد لقراءة نفسه أو غيره أو لقراءة إمامه، لكن عند عدم سجوده كما سيأتي عامدا عالما بالتحريم بطلت صلاته.[²]
______
[¹] См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 2, с. 212.
[²] См.: Мугни аль-мухтадж, т. 1, с. 444.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Телеграм: t.me/fatawadag
↘️Вк: https://vk.com/public173383186
↘️Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .