РОСТОВЩИЧЕСТВО

Вопрос: 
Останется ли долг за человеком, если он не вернёт заём, взятый под проценты, и каково последствие за это деяние на Том свете?

ОТВЕТ: 

У ростовщичества (риба) есть разные виды, среди которых риба аль-к’арз (заём под проценты), к которому и относится упомянутый заём. Такой вид кредита является тяжким грехом, который упомянут в Коране и в многочисленных преданиях, пришедших от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Всевышний в Коране сказал (смысл): «Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого сатана поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: “Воистину, торговля подобна лихоимству”. Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (Сура «Аль-Бакара», аят 275).

Имам аль-Бухари и Имам Муслим в своих сборниках передают хадис Пророка где он среди семи тяжких грехов упоминает ростовщичество:   

«اجتنبوا السبع الموبقات»، قالوا: يا رسول الله وما هن؟ قال: «...وأكل الربا...».

«Остерегайтесь семи губительных грехов: ... и поедания лихвы (ростовщичество)...»

[См.: Аль-Бухари №2766, Сахиху Муслим, №89].

Имам Муслим, Имам Абу Давуд и Имам ат-Тирмизи в своём сборнике передают следующий хадис:
 
«لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم آكل الربا، وموكله، وكاتبه، وشاهديه»، وقال: «هم سواء».

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) проклял тех, кто пожирает лихву, выплачивает лихву, записывает договор о выплате лихвы и присутствует при этом в качестве свидетеля. При этом он сказал: “Все они суть одно!”»
 
[См.: Сахиху Муслим, №106, Абу Давуд, №3333, ат-Тирмизи, №1206].

Имам ан-Навави в своей книге «Равзат ат-Талибин» пишет следующее:

يحرم كل قرض جر منفعة، كشرط رد الصحيح عن المكسر، أو الجيد عن الرديء، وكشرط رده ببلد آخر، فإن شرط زيادة في القدر، حرم إن كان المال ربويا، وكذا إن كان غير ربوي... فإن جرى القرض بشرط من هذه، فسد القرض... فلا يجوز التصرف فيه... ولو أقرضه بلا شرط، فرد أجود أو أكثر أو ببلد آخر.. جاز. 
 
«Любой заём, который приносит пользу кредитору, является запретным, подобно займу, в котором есть условие вернуть целые золотые и серебряные монеты за поломанные или же вернуть качественную вещь за некачественную, а также условие вернуть заём в другом городе. Если кто-то поставит условие вернуть сверх заемного имущества, которое относится к рибави (т. е. золото, серебро и пищевые продукты), или (имущество) будет не рибави (т. е. что-либо другое, помимо вышеперечисленного), то это запретно... Если возьмут заём с соблюдением какого-нибудь из этих (вышеупомянутых) условий, он будет недействительным..., следовательно, нельзя (заемщику) распоряжаться этим имуществом... Если кредитор даст в долг без каких-либо условий, затем заёмщик (добровольно) вернёт имущество, качественнее или больше заёмного, или же вернёт долг в другом городе, то это дозволено»

[См.: Равзат ат-Талибин, т. 4, с. 34].

Имам ар-Рамли в своей книге «Нихая аль-Мухтадж», поясняя решение о недействительных сделках, пишет:
 
...فيجب على كل رد ما أخذه إن كان باقيا وبدله إن تلف. 

«...Подлежит возврату взятое в заём, если это (имущество) ещё сохранилось, а равноценному возмещению, если оно испортилось».

Имам ‘Али аш-Шабрамалласи в своих субкомментариях пишет следующее: 

(قوله: وبدله إن تلف) وهو المثل في المثلي وأقصى القيم في المتقوم.

«Слова Имама ар-Рамли “или же вернуть взамен равноценное (имущество), если (заемное) испортилось” подразумевает возмещение эквивалентного эквивалентному и (за) самую высокую цену,  если имущество из ценовой категории» 

[См.: Хашия аш-Шабрамалласи, т. 3, с. 376].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Ссудный кредит (риба аль-карз) является тяжким грехом. Если человек вступил в долговое обязательство с процентной ставкой, он обязан покаяться за совершенный грех и больше не возвращаться к нему. 

• Любой вид займа, который приносит пользу кредитору является запретным. Кредитору запрещается ставить какое-либо условие заемщику при сделке.

Если оно было заключено с условием вернуть кредит с процентами, сделка считается недействительной, и заемщику нельзя распоряжаться этим имуществом. Если заёмщик взял его и не использовал, то надо вернуть взятое хозяину, не выплачивая никаких процентов. В случае растраты имущества ему надлежит вернуть долг, эквивалентный взятому, также без процентов. 

• Если человек сделал искреннее покаяние за то, что участвовал в такой сделке, а также вернул имущество хозяину или же возместил эквивалентным растраченное, то наказания на том свете, ин ша'а Аллах, не будет.

•┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•

© Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: [email protected]  
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/

 

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .