Развод от мужа, впавшего в неверие

Вопрос: 
Если один из супругов впал в неверие и после этого муж дал жене развод, считается ли такой развод действительным?

ОТВЕТ:

С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…

Если с момента заключения брака между супругами не было половой близости, и один из них впал в неверие, то их брак аннулируется, следовательно, если муж после этого дал жене развод, то он не имеет силы. Подробно о положении брака в случае неверия одного из супругов можете прочитать в фетве № 274.

Если один из них впал в неверие после того как между ними была половая близость (с момента заключения брака) и затем муж дал жене развод, необходимо учитывать следующее:

а) если он вернётся в ислам в течение идды жены (срок, необходимый выждать после развода), то развод имеет силу, и считается действительным.

б) если он в течение идды не вернётся в ислам, то развод не считается, поскольку, выясняется, что с момента впадения мужа в неверие их никях был расторгнут, а развод после расторжения брака не имеет шариатской силы.

Из этого следует, что, если муж даст жене три развода после того как впал в неверие, а затем он вернётся в Ислам до того, как завершится идда жены, то они будут считаться разведенными окончательно. А если муж даст один или два развода и вернётся в Ислам в течение идды, то он имеет право вернуть жену, и у них остается один или два развода в зависимости от того, сколько разводов он давал.

Если же муж даст жене три развода после того как один из них впал в неверие  и тот из них, кто впал в неверие вернется в Ислам после завершения  идды, то в этом случае с завершением идды выясняется, что их никях был расторгнут с момента впадения одного из них в неверие и, соответственно, три развода, которые дал муж, не имеют силы. Далее если они захотят пожениться, им достаточно повторно заключить никях. При этом они не теряют ни одного развода, поскольку данное расторжение не рассматривается как развод, и, соответственно не уменьшают количество разводов.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة روضة الطالبين: لو ارتد الزوجان أو أحدهما بعد الدخول، ثم طلقها في العدة، أو راجعها، فالطلاق موقوف، إن جمعهما الإسلام في العدة، تبينا نفوذه، والرجعة باطلة، ولو كانا ذميين فأسلمت فراجعها وتخلف، لم يصح، ولو أسلم في العدة، احتاج إلى الاستئناف.[¹]
عبارة مغني المحتاج: تتمة: إذا طلقها في زمن التوقف أو ظاهر منها أو آلى، فإن جمعهما الإسلام قبل انقضائها تبينا صحتها وإلا فلا وليس للزوج أن ينكح أختها، ولا أربعا سواها في زمن التوقف، ولا أن ينكح أمة لاحتمال إسلامها، ولو طلقها ثلاثا في مدة التوقف أو خالعها جاز ذلك؛ لأنها إن لم تعد إلى الإسلام فقد بانت بالردة، وإلا فبالطلاق أو الخلع.[²]
____
[¹] См.: Равдат ат-талибин, т. 8, с. 217.
[²] См.: Мугни аль-мухтадж, т. 4, с. 319.
•————•✿❁✿•————•
©️ Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527

Рубрика фетв: 
Подписывайтесь на наш канал Telegram .