Авторитетного ученого шафи’итского мазхаба Мухаммада ибн Сулаймана аль-Курди спросили о разделе совместно нажитого имущества:
إذا اختلط مال الزوج والزوجة ولم يعلم هل الأكثر له أو لها، والحال أن المال غير متميز لأحدهما، لأن الأغلب في بلاد جاوى أن الرجال والنساء سواء في الاكتساب والمتحصل من كسبهما مختلط، فإذا مات أحد الزوجين أو حصلت الفرقة بينهما فكيف الحال؟ هل يقسم بينهما بالسوية أو للذكر مثل حظ الأنثيين أو كيف الحال؟
«Как разделить имущество при разводе, если оно перемешалось, и неизвестно, чьего имущества больше – мужа или жены? И ситуация такая, что невозможно отличить, какая часть принадлежит жене, какая мужу. В городах острова Ява мужчины и женщины работают одинаково, и заработанное у них в основном смешивается. И как быть, если умирает один из супругов? Имущество делится поровну, или муж получает две трети от нажитого, или же оно делится как-то по-другому?»
Он ответил таким образом:
إن توقع معرفة ما لكل من الزوجين توقف عن التصرف في شيء من المتاع المذكور إلى أن يتبين الحال.
«Если есть возможность узнать, что именно принадлежит каждому из супругов, то это имущество нельзя трогать до выяснения ситуации».
وإن أيس من معرفة ذلك أتى فيما يظهر ما ذكره أئمتنا في الفرائض ..
«А если же нет такой возможности, то здесь правомерно решение, которое выносили предыдущие ученые нашего мазхаба в вопросе распределения наследного имущества».
فيصطلح الزوج والزوجة إذا افترقا أو وارث الميت مع الآخر أو وارثاهما إن ماتا ..
«То есть в случае развода супруги сами должны прийти к одному решению в этом вопросе. А если же один из супругов или же оба супруга умерли, то между собой должны договориться здравствующий из супругов с наследником в первом случае и наследники обоих супругов во втором случае».
ويصح مع تفاوت أو تساو حيث كانوا كاملين وإلا فلا ينقص في الصلح عن القاصر عن النصف .. حيث كان هو أحد الطرفين وإلا فقسطه.
«Можно договориться о разделе имущества пополам или же в разных пропорциях в том случае, когда оба супруга совершеннолетние, умственно полноценные. В ином случае нельзя уменьшать долю неполноценного супруга от половины, как и в том случае, когда он наследник одного из супругов»
نعم الأولى التساوي فيما .. لأن المال في يد كل من الزوجة والزوج أو وارثيهما أو وارث أحدهما مع الآخر ولا مزية لأحدهما على الآخر.
«Однако лучше всего делить пополам, так как имущество находится в распоряжении обоих супругов, или же их наследников, или же наследника одного из супругов, или здравствующего супруга. И нет в этом случае преимущества одного из них над другим»
فإن جرت العادة المطردة بأن أحدهما يكسب أكثر من الآخر كان الصلح أو التواهب على نحو ذلك في القسمة أولى لأنه أقرب في وصول كل منهما إلى قدر حقه.
«А если же в этой местности сложилась традиция, что один из супругов зарабатывает больше другого, то лучше договориться и прийти к общему мнению, согласно этому обычаю, так как это более справедливо для получения каждым из них своей определенной доли»
[См.: Фатава аль-Курди, с. 232-235].
•┈┈┈┈•✿❁✿•┈┈┈┈•
©️ Отдел фетв Муфтията РД
↘️Почта: fatavadag@mail.ru
↘️Телеграм: https://t.me/fatawadag
↘️Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
↘️Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd/